Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы». «Будем, будем умываться!».

0
848
познание мира

Цель уроков: обогащение словаря учащихся словами с буквой Ы; введение буквы Ы, запоминание ее графического изображения; звукобуквенный анализ, составление звукобуквенной схемы, ее «чтение» с ориентировкой на гласные буквы; закрепление умения составлять звукобуквенный анализ схем, их «чтения» с ориентировкой на гласную букву; закрепление письменных навыков; обогащение словаря учащихся словами с изученными буквами.

Ход уроков

I. Вводная беседа.

1) Игра «Буква заблудилась».

Сыр не любит слишком

Косолапый … (мишка),

Мы заменим И на Ы –

Получилась … (мышка).

Какой звук у нас сегодня заблудился? (Ы)

Назовите слова, в которых тоже слышится звук Ы.

2) Слушание стихотворения Б. Заходера «Дырки в сыре».


– Скажите,

Кто испортил сыр?

Кто в нем наделал

Столько дыр?

– Во всяком случае,

Не я! –

Поспешно хрюкнула

Свинья.

– Загадочно! –

Воскликнул Гусь. –

А га-гадать

Я не берусь!

Овца сказала, чуть не плача:

– Бе-е-зумно трудная задача!

Все непонятно, все туманно –

Спросите лучше

У Барана!

– Все зло – от кошек! – произнес,

Обнюхав сыр,

Дворовый пес. –

Как дважды два – четыре,

От них и дырки в сыре!

А Кот сердито фыркнул с крыши:

– Кто точит дырки?

Ясно – мыши!

Но тут Ворону бог принес.

– Ура!

Она решит вопрос.

Ведь, как известно,

У нее

На сыр

Особое чутье!

И вот поручено

Вороне

Проверить дело

Всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,

Ворона

Углубилась

В сыр.

Вот

Дырки

Шире,

шире,

шире…

А где же сыр?

Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:

– Разбой! Грабеж! Разор! Позор!

Взлетела на забор

Ворона

И заявила

Оскорбленно:

– Ну, это, знаете, придирки!

Вас

Интересовали

Дырки?

Так в чем же дело?

Сыр я съела,

А дырки –

Все! –

Остались целы!

На этом был окончен спор,

И потому-то

До сих пор,

Увы,

Никто не знает

В мире,

Откуда все же

Дырки в сыре!


В каких словах слышится гласный звук Ы? (Сыр, дыра, крыша, мыши, фыркнул.)

II. Работа по новой теме.

Введение буквы Ы. Показ буквы. На что похожа буква?

1) Работа по «Букварю».с 12

Звукобуквенный анализ слов: сыр, крыша, дыня.

Работа над развитием логики, речи, образной речи на материале стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

Слушание и комментирование строчек стихотворения

Рассмотрите картинку. Расскажите, как проводят утро мышки и мишки. Что они делают?

МОЙДОДЫР


Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги

за

сапогами,

Сапоги

за

пирогами,

Пироги

за

утюгами,

Кочерга

за

кушаком –

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут –

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!”

Он ударил в медный таз

И вскричал: “Кара-барас!”

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

“Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!”

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

“Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!”

Говорит.

Как пустился я по улице

бежать,

Прибежал я к умывальнику

опять.

Мылом, мылом

Мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

“Ну-ка, съешь меня, дружок!”

А за ним и бутерброд:

Подскочил – и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

“Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!”

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!


Восстановление последовательности в пересказе сюжета стихотворения (работа по картинке в «Букваре»). Обогащение речи словами, «рисующими» действия и речь персонажей стихотворения. Нахождение на картинке предметов и персонажей, имеющих в названии букву Ы.

2) «Подумай и ответь». Чтение предложений: У мышки тазик. А у мишки полотенце.

III. Письмо. Работа в прописи.

Письмо элементов и буквы Ы, ее соединений.

Прописывание элементов и ранее изученных букв.

IV. Закрепление.

Работа по «Букварю». Соотнеси схемы и слова. Расставляя гласные «ы», «а» в схемы, прочитать.

«Подумай и ответь». Помоги мальчику заполнить корзинку словами с буквами а, о, у, ы, и.