Тема: Суффикс

0
834

Цель:

  1. Познакомить с ролью суффикса в слове. формировать умение выделять суффиксы в словах, познакомить со словообразующей ролью суффиксов;

  2. развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов, речь, мышление, внимание, память учащихся;

  3. воспитывать интерес к русскому языку, усидчивость, внимательность, аккуратность.

Ход урока.

Оргэтап

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Этап проверки знаний

Работа с карточками

– спишите, выделите корни

1 ряд

2 ряд

3 ряд

мороз

груз

Море

заморозки

грузчик

Моряк

морозный

грузовой

Приморье

заморозить

грузить

Морской

морозильник

погрузка

Мореход

Этап подготовки к активному усвоению знаний

– Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)

– Задайте вопросы друг другу по этой теме?

  • Что такое корень?

  • Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?

  • Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)

Прочитайте слова.

Запишите их в тетрадь

Нос

лед

Мышь

Носик

ледок

Мышонок

– Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)

– Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)

– Изменился ли смысл слова? (да)

– Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)

– Сравните другие слова.

– Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.

– Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».

– Поместите свои схемы на доске под словами.

– Что интересного заметили? (Слова разные, схемы одинаковые)

– Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня есть ещё суффикс.)

– Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.

– Разделите слова на две группы.

– Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?

– Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)

– Что сделало слово другим? (суффикс)

– Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.

Формулирование учащимися определения.

– Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс? (2 ребенка)

Сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.

– Сравните с правилом в учебнике, на стр. 79.

5. Этап объяснения новой темы

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Конспект в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

Упражнение № 153.

Спишите слова. Выделети корень и суффикс

Упражнение № 154. образуйте однокоренные слова с помощью суффикса НИК. Запишите. Выделите суффикс, корень, окончание, основу

Упражнение № 157. Спишите имена существительные№ разберите их.

Задание № 1

Игра «Побудь волшебником»

– Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. (дописывает к словам, приведенным на доске необходимый суффикс)

НОС, ЗУБ, ХВОСТ, СТОЛ, СТАКАН, ЛИСТ, РОТ,

Итак, суффиксы -, -ИК-, -ЧИК- любят в стране Лилипутов.

Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение

Задание № 2

– Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей – хором.

– Чем похожи все эти слова? (-онок-, -ёнок-) – у них один суффикс.

Кот, лев, тигр, заяц, лиса, волк, слон, медведь

7. Этап рефлексии. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог:

Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашней работе

Параграф № 18 учить. Упражнение № 156. образуйте новые слова при помощи данных суффиксов