Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями; воспитание языкового чутья.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: таблицы, карточки, тесты.
Ход урока.
I. Пунктуационная разминка.
Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:
1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.
2. И он стал рассказывать. Почему не вышло; кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.
3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь» столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору «Одесского листка», где я, помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос по теме «Обособленные обстоятельства» – работа в парах.
2. Проверка домашнего упражнения.
3. Работа по карточкам -тестам.
III. Работа по теме урока.
1. Анализ предложений.
– Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.
В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим
чаем.
2. Беседа с классом.
— Что обозначает дополнение?
— К чему относится?
— Какими частями речи выражается дополнение?
3. Чтение предложений, ответы на вопросы.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
А. Ахматова
Я не хочу ни трепета, ни боли.
А. Ахматова
— Какие дополнения прямые, какие – косвенные?
— Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?
Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая “Распятие», А, Ахматова использовала в “Реквиеме”. Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.
— Какие предлоги употребляются с дополнениями?
4. Беседа по содержанию параграфа.
(Учащиеся читают § 88, записывают в тетрадь основные правила обособления дополнений.)
— В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)
— Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)
— Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)
IV. Синтаксическая синонимия. (Работа с терминами: «синонимия», «дополнение», «изъяснительное придаточное».)
— Можно ли считать данные ниже конструкции синтаксическими синонимами?
… говорить о прелести любовной лирики…
… говорить, как прелестна любовная лирика…
… говорить, что любовная лирика прелестна…
— Почему дополнение может быть заменено придаточным изъяснительным?
V. Упражнения на закрепление.
(Выполнение упражнения 433 – письменно с последующей проверкой.)
— Замените дополнение придаточным изъяснительным.
Читая «Листопад» и другие стихотворения И. Бунина, мы видим пленительность смены времен года, красоту полей и лесов.
И. Бунин видел и слышал полет бабочки, шелест травы, шуршание шмеля. Читая «Жизнь Арсеньева», всякий увидит тоску И. Бунина
по родине.
VI.Готовимся к ЕГЭ. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная стройность текста. (Работа с раздаточным материалом. ЕГЭ. А 28.)
VII. Итог урока.
VII . Домашнее задание.
1. § 88.
2. Упражнение 433.
3. Повторить все об обособленных членах предложения.