Тема: Слушаем звуки леса. Звуки речи

0
550

Цель урока: научить различать звуки окружающего мира и звуки речи.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока: какие звуки можно услышать в лесу? Из чего состоит слово? Что такое звуки речи?

2. Слово учителя.

– Умеете ли вы слушать окружающий вас мир? Прислушайтесь, какие звуки вы слышите за окнами класса? Представьте себе: мы с вами в лесу. (Работа по картинке, с. 18)

Зеленый ветер ластится,

В траве шумят шмели.

Березка в белом платьице

Качается вдали. (А. Пришелец)

Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? Шумит березка, жужжат шмели. Какие звуки еще можно услышать в лесу? (Заяц стучит лапками, барабанит, жуки жужжат, птицы поют, кузнечик стрекочет в траве.)

Общее представление о звуках речи. А теперь послушаем слова. Какие звуки произносятся, когда жужжат? Шипят? Рычат? Пищат? Назовите эти звуки. А есть ли звуки в словах? Слушайте слово: ж-ж-ук, ж-у-у-у-к, ж-у-ккк. Какие звуки в слове вы слышите? Выделите звук и нарисуйте клеточку. Так мы будем отмечать звуки речи.

3. Игра «В магазине». Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра! Закрепление в игре понятия звука речи. Будем покупать игрушки, в названии которых есть три звука, четыре и пять звуков. Купим игрушку, назовем ее, нарисуем полосочку-слово и разделим ее на число звуков в слове. Назовем первый звук, второй, третий и т.д. На какой звук падает ударение? Обозначьте в схеме знак ударения.

4. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

(Ходьба на месте.)

Встанем – глубоко вздохнем.

(Выполнение движений по тексту.)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Письмо. Петли выходящие за пределы строки.

6. Развитие связной речи.

1. Слушание стихотворения А. Барто «Дом проснулся на заре». Какие звуки слышат дети по утрам? («Спутник букваря»)

2. Слушание стихотворения «Слышишь, звякнул колокольчик». Составить рассказ-сказку «Лесные разговоры: о чем шумит лес» на материале прослушанного стихотворения.

3. Выучить со слов учителя стихотворение о звуках речи:

Скажи погромче слово «гром» –

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» –

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» –

Тебе послышится ку-ку. (А. Барто)

Какие звуки речи ты услышал в словах гром, шесть, мышата, кукушка?

7. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, звук речи, звуковая схема; 2) умеем выделять звуки речи из слова, составлять буковую схему слова.