Тема: Слово делится на слоги. Ударение

0
824
география

Цель: формирование у учащихся понятия «слог», «ударение»; учить определять количество слогов в слове; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения: развивать мелкую моторику рук,развивать речевые умения, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь–ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, азбука, тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение стихотворения учителем. Дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «ша», запомни «Маша»,

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

«Ты» и «ква»,

А вместе «тыква».

«Со» и «ва» – читай: «сова».

Соединили мы два слова –

И предложение готово!

Дождь идет! Гремит гроза!

Улетела стрекоза.

– Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

III. Деление слов на слоги

1. работа по учебнику

– Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке.

([а], [о], [у], [э], [и])

– Как называются эти звуки?

(Гласные звуки, ртооткрыватели).

– Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

– Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гусь и утята.

– Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?

– Сколько таких кусочков получилось в слове гуси?

– А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.

– Сколько кусочков во втором слове?

Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.

– Такие звуковые кусочки слова называются слогами.

– Давайте построим звуковые модели этих слов.

(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).

– Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.

2.Физминутка

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо – влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

3. Слогообразующая роль гласных звуков. С 11

Анализируя слова гусь и конь учащиеся выясняют, что в первом и во втором слове один слог, составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)

– Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово гусь ? А когда произносим слово конь?

– Сколько гласных в слове гусь? А в слове – конь?

Сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

4. Работа с неозвученными моделями. Рис 2,3 с 11

-Поделите на слоги слово по его модели, к какому слову составлена данная модель.

– Подберите к каждой модели слова.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И – скорей за парту: плюх!

IV. Ударение. Произношение слова коза. С ударением на первый слог, и на второй.

– Что вы заметили? (когда ударение падает на второй слог слово не понятно)

Такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

2. Упражнение в нахождении ударного слога.

Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: гусь, конь, овца, корова, собака.

3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника. (5 мин)

– Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 11).

К данным моделям подберите слова .

1 модель: гриб

2 модель: листик, арбуз

3 модель: ландыши, бабочка.

V. Работа в тетради

– Начинаем писать сверху вниз. Ведем наклонную линию с закруглением внизу вправо.

– Обведите по контуру элемент на первой строчке.

– Посмотрите на вторую строку. Что заметили?

– Выполните самостоятельно.

– Рассмотрите третью и четвертую строки. Чем отличаются элементы? (Закругление внизу влево.)

– Обведите по контуру элементы.

На доске:

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы сегодня узнали? – Пригодится ли это знание вам в жизни?