Цель: формирование у учащихся понятия «слог», «ударение»; учить определять количество слогов в слове; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения: развивать мелкую моторику рук,развивать речевые умения, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Чтение стихотворения учителем. Дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша», запомни «Маша»,
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква»,
А вместе «тыква».
«Со» и «ва» – читай: «сова».
Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идет! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.
– Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог
III. Деление слов на слоги
1. работа по учебнику
– Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке.
([а], [о], [у], [э], [и])
– Как называются эти звуки?
(Гласные звуки, ртооткрыватели).
– Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?
(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)
– Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гусь и утята.
– Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?
– Сколько таких кусочков получилось в слове гуси?
– А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.
– Сколько кусочков во втором слове?
Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.
– Такие звуковые кусочки слова называются слогами.
– Давайте построим звуковые модели этих слов.
(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).
– Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.
2.Физминутка
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо – влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
3. Слогообразующая роль гласных звуков. С 11
Анализируя слова гусь и конь учащиеся выясняют, что в первом и во втором слове один слог, составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)
– Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово гусь ? А когда произносим слово конь?
– Сколько гласных в слове гусь? А в слове – конь?
Сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.
4. Работа с неозвученными моделями. Рис 2,3 с 11
-Поделите на слоги слово по его модели, к какому слову составлена данная модель.
– Подберите к каждой модели слова.
Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И – скорей за парту: плюх!
IV. Ударение. Произношение слова коза. С ударением на первый слог, и на второй.
– Что вы заметили? (когда ударение падает на второй слог слово не понятно)
Такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.
2. Упражнение в нахождении ударного слога.
Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: гусь, конь, овца, корова, собака.
3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника. (5 мин)
– Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 11).
К данным моделям подберите слова .
1 модель: гриб
2 модель: листик, арбуз
3 модель: ландыши, бабочка.
V. Работа в тетради
– Начинаем писать сверху вниз. Ведем наклонную линию с закруглением внизу вправо.
– Обведите по контуру элемент на первой строчке.
– Посмотрите на вторую строку. Что заметили?
– Выполните самостоятельно.
– Рассмотрите третью и четвертую строки. Чем отличаются элементы? (Закругление внизу влево.)
– Обведите по контуру элементы.
На доске:
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы сегодня узнали? – Пригодится ли это знание вам в жизни?