Тема: (Синтаксические нормы.) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

0
6
window

Цели: закрепить условия выбора знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным; повторить значения фразеологических оборотов; повторить нормы орфоэпии; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблица «Пунктуация в союзном СП», тесты.

Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Каким глаголом можно заменить фразеологизмы-синонимы?

Встать на защиту, взять под защиту, поднять голос в защиту, не дать в обиду, встать горой.

2. Продолжите синонимический ряд наречных фразеологизмов.

Очертя голову, во всю мочь, во всю прыть.

— С какими глаголами употребляются эти фразеологизмы в речи?

3. Сколько раз встречается звук [т] в следующих пословицах.

Твоими бы устами да мед пить. Дело не медведь, в лес не уйдёт. Летний день год кормит.

4. На какой гласный (один и тот же) падает ударение и следующих словах:

Гофрированный, избалованный, пломбированный, пересоленный, ненадолго?

II. Работа по теме урока.

1.Изучение § 96 (заполнить таблицу «Пунктуация в союзном сложном предложении»).

Правило

Пример

Схема

1. Части сложного союзного предложения чаще всего разделяются запятыми.

Садилось солнце, и кончался день.

Солнце, когда я пришел, садилось.

[ ], И [ ].

[ ,(КОГДА…), ].

2.Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы и т. д.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз:

или перед всем сочетанием,

или перед что, чтобы, как.

Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинный так как

Он не явился на занятия, потому что заболел.

Он не явился на занятия потому, что заболел.

Он не явился, так как заболел.

[…ПОТОМУ], (ЧТО…).

[ ], (ТАК КАК…).

3. Между частями сложносочинённого предложения перед союзами и, да (= и), или, либо запятая не ставится, если они соединяются:

два вопросительных предложения;

два безличных предложения;

два назывных предложения;

две части, имеющие:

общий второстепенный член;

общее вводное слово;

общий сравнительный оборот;

общее придаточное предложение (но запятая есть, если союзы повторяющиеся);

две однородных придаточных части.

Который сейчас час и сколько осталось до отхода поезда?

Прогулка в лесу и отдых в копне.

Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.

Каждый день снег идет либо дождь льет.

Может быть, он устал или у него болит спина.

А глаза у него наивны и губы пухлы, как у ребенка.

Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись.

Я не услышал, как ты открыл дверь и как вы вошли.

[ ] И [ ]?

Задание: записать примеры, объясняя графически постановку знаков препинания.

1. По полю и люди шли, и псы бежали.

2. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.

3. Певец, сколько я мог рассмотреть, был одет в старенький черный Сюртук.

4. Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

5. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

6. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

Учащиеся вспоминают план синтаксического разбора сложного предложения (с. 339).

2. Выполнение упражнения 447.

III. Подготовка к ЕГЭ. Задание А 5. (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчинённых предложений.)

Ошибка в употреблении различных управлений глаголов. Различное управление глаголов (однородных сказуемых). Глаголы требуют различных предлогов в управлении, а иногда и дополнений в различных падежах.

Ошибка в употреблении названий (имен собственных). Название произведений, фильмов, газет, журналов и проч. не изменяются, если возле них стоит жанровое обозначение или родовое понятие.

Ошибки в согласовании причастий с определяемым словом (род, число и падеж) и нарушения в употреблении деепричастных оборотов.

Ошибки в употреблении однородных членов предложения с парными союзами.

Ошибки в управлении при употреблении предлогов: согласно, благодаря, вопреки (чему? – дательный падеж).

Ошибки в употреблении инверсии. Можно, конечно отнести эту ошибку к нарушению согласования причастного оборота с определяемым словом.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений, в частности, тех, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто», требующего при себе глагола-сказуемого в единственном числе.

Сложно подобрать алгоритм действия к заданию, но общий ход рассуждения здесь может быть таким: чтение всех предложений – определение характера ошибки – нахождение неверно составленного предложения (с грамматической ошибкой). Поскольку сам

вопрос к А5 всегда задаётся так: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Попытаемся найти правила, благодаря повторению которых ученик сможет не допустить ошибок в данном задании. И, конечно же, обратимся к первоисточникам – к учебникам.

Ошибка в употреблении различных управлений глаголов. Типичная ошибка в таком варианте задания А5:

1) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.

2) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.

3) Вопреки распространённому суеверию, женщины на корабле приносят удачу.

4) Участник городской олимпиады был удостоен звания u1083 лауреата.

Глаголы «ожидали» и «надеялись» по-разному управляют словами в предложении: «ожидали» (чего?) и «надеялись» (на что?). Они соединены союзом «и» (что должно указывать на их однородность), но должны управлять разными прямыми дополнениями. Такое (как в при

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь