Цель урока: развить связную речь на материале русских народных сказок; закрепить представление о слове.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи урока. Какие сказки ты знаешь? О чем говорят в них герои?
2. Слово учителя.
Учитель входит – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать.
3. Беседа.
– Сегодня у нас в гостях – герои русских народных сказок. Каждый из вас знает и любит сказки. Героев каких сказок мы пригласим сегодня на урок? (Учащиеся называют свои любимые сказки и их героев.) В качестве картинки-загадки «По дорогам сказки» используется картинка на с. 12: какие сказки живут в лесу? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди») Учащиеся вспоминают отдельные эпизоды из данных сказок.
Какой сказочный предмет называет слово? (Избушка) Кто всех хитрее в лесу? (Лиса)
4. Физкультминутка.
Яркий красный мячик
Прыгает как зайчик (прыжки на месте).
Покатился по дорожке (бег на месте),
Подождал меня немножко (остановиться).
Наклонюсь, возьму его (наклон)
И подброшу высоко (движение руками).
5. Письмо. Письмо палочек прямых и с закруглением вверху и внизу.
6. Развитие связной речи.
1. Работа по иллюстрациям к сказкам. Как говорят герои сказок? Узнай, из какой они сказки, вспомни слова, которые они говорят:
«Не пей, братец Иванушка, из коровьего копытца, теленочком станешь!»(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). «Битый небитого везет, битый небитого везет» («Лисичка-сестричка и Серый волк»). «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте, сани, домой! («По щучьему веленью»), «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» («Маша и медведь») Рисуют героев названных сказок.
2. Слушание стихотворения «Утро»: кто с кем и что говорит? («Спутник букваря»)
7. Раскраска картинок.
8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: сказка, герои сказки, речь героев сказки; 2) различаем сказку, умеем ее рассказывать.