Тема: Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

0
780

Цели: повторить ранее изученный материал по теме; отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений; развитие речи учащихся; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: карточки, схемы «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», карточки для сам. работы.

Ход урока.

I. Словарно-семантическая разминка.

– Запишите слова в тетрадь, расставьте ударения. Укажите твердое или мягкое произношение согласного звука перед буквой «е».

Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.

– Объясните лексическое значение слов.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение об односоставных предложениях (два человека), класс оценивает ответы, комментирует оценки.

III. Повторение, обобщение теоретического материала об однородных членах предложения.

Примечание. Прежде чем говорить об однородности, необходимо разобраться в двух ключевых понятиях синтаксиса — сочинении и подчинении. Сочинение – это равноправие каких-либо элементов языка, а подчинение – это неравноправие, зависимость одного элемента от другого. Отношения сочинения возникают между отдельными словами (однородными членами предложения), придаточными частями сложноподчиненного предложения и отдельными частями в составе сложносочиненного предложения. Принцип постановки знаков препинания в первом и втором случае одинаков: если между сочинительными частями нет союзов или есть союзы повторяющиеся, то между ними ставится запятая. Иной принцип действует в сложносочиненных предложениях, где запятая ставится между частями всегда (исключая сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом – детерминантом).

1. Беседа с классом.

— Дайте понятие однородности.

— Какая связь между однородными членами предложения?

— Какая интонация при однородных членах?

— Назовите морфологическое выражение однородных членов.

— Назовите условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.

— Перечислите знаки препинания между однородными членами предложения.

2. Чтение § 79—83, составление таблиц.

(Составляются таблицы по теме «Знаки препинания при однородных членах», примеры к таблицам подбираются из упражнений

к параграфам. Проверка таблиц и приведенных к ним примеров с комментированием учащимися.)

— Какие группы союзов вы знаете?

— Что, кроме однородных членов, соединяют сочинительные союзы?

— Назовите группы сочинительных союзов по значению, особенностям употребления, составу.

— Зависит ли постановка знаков препинания от группы сочинительного союза, от его повторяемости (неповторяемости)?

— Назовите случаи, когда не ставится запятая между однородными членами.

IV. Закрепление материала.

Выполнение упражнений 391, 392 (устно), 393 (письменно).

Таблица «Соединение однородных членов в предложении»

Бессоюзной связью (интонацией перечисления)

Одиночными

союзами

Повторяющимися союзами

Двойными союзами

Искусство должно

отражать жизнь

человека целостно, синтетично,

во взаимоотношении разных сторон.

По вечерам

старички смотрели телевизор

или играли

в шашки.

Горный поток

и шумел, и пенился, и бился

о скалы.

Он интересуется как физикой, так и математикой.

Таблица «Выражение однородных членов в предложении»

Отдельные слова

Словосочетания (в том числе деепричастные и причастные обороты)

Придаточные предложения

Семейка воробьев прыгала бойко, забавно, самонадеянно.

Вынув из кармана маленький пистолет и вложив его в ухо голодному зверю, Дефорш выстрелил.

Весной он снова поверил, что силы вернутся к нему, что он вовремя закончит книгу, что счастье еще ему улыбнется.

Примечание. Может быть несколько рядов однородных членов: былые невзгоды (1), и беды (1), и горе (1) промчатся (2), как воды, забудутся (2) вскоре. Первый ряд однородных членов – подлежащие, второй – сказуемые.

— Определите, сколько рядов однородных членов в предложении.

Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро.

V. Самостоятельная работа «Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами».

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

1. §79-83.

2. Упражнение 394.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ПУНКТУАЦИЯ В ССП И ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ». (ЕГЭ. ЗАДАНИЕ А 19.)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ:

чтение предложения – определение количества грамматических основ в предложении – выбор правильного ответа.

Естественно, если мы в предложении находим более одной основы, то ставим перед сочинительным союзом И запятую.

Запятая в ССП не ставится: при общем второстепенном члене, при вопросительных или восклицательных предложениях.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

1) в предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится;

2) предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая;

3) в предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И ставится;

4) предложен