Цель урока: повторение и закрепление произношения и написания изученных букв алфавита; развивать память, мышление, творческое воображения, речь учащихся; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход урока
1. Организационный момент
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди…
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: заходи!
2. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня у нас необычный урок: мы отправляемся в сказку. Отгадайте в какую. (На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».)
3. слушание сказки
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе гостинец.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали – маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала.
– Давайте поможем печке, вытащим пирожки, чтобы они не сгорели.
4.Работа в Прописи
Письмо строчной и заглавной буквы «О», «о». (Самостоятельная работа: учащиеся пишут три строчки.)
Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала.
– Давайте соберем яблоки. Напишите сочетания Ос, ул, ка, вь, оса
Побежала девочка дальше.
Течёт молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молоком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам.
– Пока девочка ищет братца, давайте поработаем в Прописи
Списывание предложения с доски.
Побежала девочка дальше.
День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
5.Игра «Кто больше».
Составление слов из «слоговых яблок».
Работа в парах: звукобуквенный анализ слов по выбору.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушкаl
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт, вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
А Баба Яга подойдёт к окошку и спрашивает:
– Девица, прядёшь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка…
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:
– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!
Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видит девочка – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали – пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали, налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут отец с матерью пришли.
Беседа
– Что вас удивило?
– Какой урок вы вынесли из сказки «Гуси-лебеди»?
Пересказ сказки.
Кто может рассказать о прочитанном.
- Итог урока
– Понравилась вам сказка?
– Какой урок извлекли для себя?