Тема: Повторение. Внеклассное чтение

0
794
схемы

Цель урока: повторение и закрепление произношения и написания изученных букв алфавита; развивать память, мышление, творческое воображения, речь учащихся; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди…

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: заходи!

2. Объявление темы и целей урока.

– Сегодня у нас необычный урок: мы отправляемся в сказку. Отгадайте в какую. (На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».)

3. слушание сказки

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе гостинец.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали – маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала.

– Давайте поможем печке, вытащим пирожки, чтобы они не сгорели.

4.Работа в Прописи

Письмо строчной и заглавной буквы «О», «о». (Самостоятельная работа: учащиеся пишут три строчки.)

Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

– Давайте соберем яблоки. Напишите сочетания Ос, ул, ка, вь, оса

Побежала девочка дальше.

Течёт молочная река в кисельных берегах.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молоком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам.

Пока девочка ищет братца, давайте поработаем в Прописи
Списывание предложения с доски.

Побежала девочка дальше.

День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая Баба Яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

5.Игра «Кто больше».

Составление слов из «слоговых яблок».

Работа в парах: звукобуквенный анализ слов по выбору.

Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушкаl

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт, вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

А Баба Яга подойдёт к окошку и спрашивает:

– Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка…

Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видит девочка – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали – пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

– Яблоня, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали, налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут отец с матерью пришли.

Беседа

– Что вас удивило?

– Какой урок вы вынесли из сказки «Гуси-лебеди»?

Пересказ сказки.

Кто может рассказать о прочитанном.

  1. Итог урока

– Понравилась вам сказка?

– Какой урок извлекли для себя?