Цели: повторить изученные буквы и звуки, учить находить их в словах, различать и соотносить слова с картинками; учить читать слоги, слова, предложения; развивать речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы будем играть в сказку, а как она называется, догадайтесь сами.
Я не бублик, не батон,
Хоть и в печке испечён.
По тропинке покатился
И домой не воротился.
(Колобок.)
(Показ иллюстрации – Колобок.)
II. Объявление темы и задач урока.
– Не будем терять время, начнем сказку сказывать, повторять изученные буквы и звуки, читать и писать слоги, слова с изученными буквами.
Жили-были старик со старухой. Попросил старик испечь ему колобок.
Старуха по амбару помела,
По коробу поскребла,
В печке испекла,
На сметане помешала,
На окошке остудила.
А Колобок – прыг-скок, да и покатился себе.
Знаете, старик со старухой даже не заметили исчезновения Колобка. Они смотрели передачу «В мире животных».
– Про каких животных была передача?
– Составьте схемы слов – названий животных.
– Найдите знакомые звуки.
– Обозначьте их буквами и покажите на схеме.
– Что вы знаете об этих животных? Расскажите.
(На доске иллюстрация – поляна, «выкатывается» Колобок.)
– Ой, ребята, смотрите, за нашим Колобком гонятся Лиса, Волк, Медведь, Заяц. Давайте выполним задания и спасем Колобка.
III. Повторение изученного.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять.
(Показ иллюстрации.)
– Колобок спел зайцу свою знаменитую песенку. Напомните ее, ребята.
Я – Колобок, Колобок,
По амбару метен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
– Заинька попросил Колобка помочь ему отгадать трудные загадки. Давайте и мы послушаем и попробуем отгадать.
Игра «Доскажи словечко».
Н бахче у нас растет,
Как разрежешь, сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …. (Арбуз)
– Какой звук в слове слышится первым? – Какой буквой обозначается этот звук на письме?
– Дайте характеристику этому звуку?
Работа в Прописи.- Напишите в тетради заглавную и строчную букву А.
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это …(Рысь.)
– Какой звук в слове слышится первым? – Какой буквой обозначается этот звук на письме?
– Дайте характеристику этому звуку?
Работа в Прописи.- Напишите в тетради заглавную и строчную букву Р.
Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребенок,
Это же … (Теленок.)
– Какой звук в слове слышится первым? – Какой буквой обозначается этот звук на письме?
– Дайте характеристику этому звуку?
Работа в Прописи.- Напишите в тетради заглавную и строчную букву Т.
– Зайчишка благодарен вам за помощь. Он очень любит ходить в школу для зверей, но сейчас просит вас рассказать, какую работу над словом делают дети в школе. (Ставят ударение, делят слова на слоги, дают характеристику звуку.)
Зайчишка очень вами доволен.
Прыг да скок – исчез зайчишка,
Этот маленький трусишка.
– Колобок катится дальше и видит:
В старом дереве дупло –
Ну совсем как буква «О».
В. Степанов
Работа в Прописи.
–Напишите буквы Оо.
Заглянул Колобок в дупло и увидел в нем звуковичков.
Чтение
– Прочитайте слоги. (мо, оо, то,со, ро.)
Не может Колобок спуститься с дерева.
Посмотрите, ну и лесенка –
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(По В. Степанову.)
– Какая буква «помогла» Колобку и звуковичкам спуститься? (Буква «и».)
Работа в Прописи.
–напишите строчную букву «и».
Чтение
– Прочитайте слоги. (ли, ми, ни,си, ти, ри.)
Колобок проголодался и решил перекусить.
– Составьте схему к словам, накормите Колобка. ( торты, рис.)
Разминка для пальцев.
1) Вращение кистей.
2) Сжимание, разжимание пальцев в кулак.
3) Погладим котенка (поглаживающие движения рук).
4) Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).
5) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
Работа в Прописи.
– Напишите букву «л» в соединении: лллл.
Покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему…
Он зубами щелк да щелк!
Это страшный серый … (Волк.)
Колобок, остановись,
Больше не катись!
Волк решил устроить Колобку блицопрос. Без нашей помощи ему не обойтись.
– Способность говорить. (Речь.)
– Из чего состоит человеческая речь? (Из слов и предложений.)
– Из чего состоит предложение? (Из слов.)
Чтение
– Волк остался доволен вашими знаниями. Он не стал есть Колобка, а расспросил его, кто он и откуда.
– Составьте предложение по схеме. (Старуха испекла колобок.)
– Сколько слов в этом предложении?
– На какую букву похож колобок?
Работа в Прописи.
Написание «о» и слогов с ней.
– Как волк рычит? («Рррр».)
– После испытаний, которые нам устроил волк, надо отдохнуть.
Физкультминутка
Чтение.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему…
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
– Посмотрите, вот он, Михайло Потапыч, вылезает из берлоги – голодный, невеселый. Узнал Колобок, что Потапычу скучно одному.
– Михайло Потапыч со своим новым другом стали играть в одну интересную игру со звуками. Давайте и мы поиграем.
(Игра проходит в парах: кто больше назовет слов, в которых есть звуки [л], [л’], [т], [т’], [с], [с’], [р], [р’].)
– Колобок продолжает свое путешествие. Вдруг – остановка. Кто это?
Всех в лесу она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Длинный хвост – ее краса.
Это рыжая … (Лиса.)
Решил Колобок показать лисе, как он красиво умеет писать слова. Взял ручку, сел красиво и написал – торт, сыр. Ребята, вы тоже напишите эти слова и сравните их. (торт – 4 буквы, 4 звука, 1слога)
Работа по учебнику.
– А лиса не хочет отпускать Колобка, просит прочитать ей текст «Солнце и радуга»
– Подумайте: о чем будет текст?
(Чтение про себя читающими детьми, нечитающие подчеркивают синим цветом буквы, которые обозначают согласные звуки, красным – гласные.)
– С чем автор сравнивает радугу??
– С чем бы вы сравнили радугу?
– Почему солнышко рассердилось на радугу?
Работа в Прописи.
– Чтобы убежать от лисы, надо тоже быть сообразительным.
– Запишите слова в Прописи на с. 43:
Лиса, нора, лисята.
IV. Закрепление изученного.
– Вернулся Колобок домой. Старик со старухой его стали расспрашивать, где был, кого видел, что узнал.
– Скажите, написание каких букв отрабатывали на уроке?
– Какие звуки обозначают эти буквы?
Тут и сказке конец,
Кто играл, тот молодец!
Пора нам заканчивать и наш урок.
V. Итог урока.
– Назовите буквы.
– Разделите их на две группы.
– Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными.)
– Приведите примеры.
– Какими бывают согласные?
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.