Цель: повторить и закрепить написание слогов «ща-щу», «ча-чу»; закрепление правила написания слогов «ща-щу», «ча-чу»; развитие связной речи.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Введение в тему урока.
Задание. Внимательно слушайте рассказ и запоминайте слова, в которых слышится звук «щ».
Верное средство.
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воет воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
– Я знаю верное средство – щебечет щегол. – Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не приодет… .
– Глупости! – прервал его мышонок Мыша. Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Все это смешать и съесть. Как рукой снимет!
– Да, это средство верное, но помогает только мышам, – серьезно сказал поросенок Персик. – А щенкам надо вот это. Поймать щуку, открыть рот щенку и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами и выдернет.
– Зубы надо чистить! – не выдержал ежонок. Зубной щеткой. Вот это самое верное средство!
Вопросы:
1. У кого заболел зуб?
2. Как предлагал вылечить зуб щегол?
3. Что сказал мышонок Мыша?
4. Согласился ли с ними поросенок Персик? Что он предложил?
5. Согласны ли вы с ежиком? Что он предложил?
2) Составление звуковой схемы к словам.
ЩУКА РОЩА
4. Закрепление.
– вспомните, как надо писать слоги ча чу ща –щу.
1. Объяснение правописания слогов «ща-щу», «ча-чу».
Обратить внимание учащихся на то, что звук щ – всегда мягкий, гласные звуки «а» и «у» командуют согласной: «Будь твердой!».
Например: ма, ла, ра, са.
му, лу, ру, су.
Поэтому мягкий согласный звук щ подружился с этими гласными и никогда не расстается с ними.
Чтение слогов и слов.
ЩА РОЩА ЩУКА
ЩУ ГУЩА ТАЩУ
ЩИ ЧАЩА ИЩУ
Работа в тетради. Закрепить написание элементов и буквы Щ щ.
Письмо слогов ща, щу (прописывание строки).
Письмо слов щука, роща, щука.
Предложение. Я тащу щуку.
5. Развитие речи.
Вопросы:
1. Что случилось с щенком в рассказе «Верное средство»?
2. Что ему предлагали разные животные? Вспомни и расскажи.
3. Как ты думаешь, какое самое правильное средство от зубной боли?
4. Предположи, что смог посоветовать щенку петушок?
6.Итог урока
«Подумай и ответь». Почему слоги ща-ча пишутся с гласной а? Почему слоги щу-чу пишутся с гласной у?
Выставление оценок