Дата:_______________
Познание мира
3 класс
Тема: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Цель: Объяснить, что относится к полезным ископаемым и где они используются.
Дать понятие о самых распространенных и наиболее часто используемых полезных ископаемых.
Базовые знания
Полезные ископаемые. Их переработка, использование.
Опорные знания
Горные породы. Понятие о плотных и рыхлых видах горных пород.
Ход урока:
1.Орг.мом.
2.Проверка домашнего задания.
– Дайте определение горных пород. Назовите плотные горные породы. Назовите рыхлые горные породы.
3… Краткое разъяснение учителя.
– Все, что находится под поверхностью Земли, называется ее недрами. Недра Земли – кладовая природных ресурсов – часть земной коры. Земная кора – тонкий наружный слой Земли. Несмотря на то, что земная кора по сравнению с объемом Земли тонкая, именно в коре, в ее недрах, находится множество полезных веществ, необходимых человеку: руды для получения металлов, залежи угля для получения энергии, нефть, газ. Земная кора состоит из горных пород. Многие из них существуют миллионы лет. Основные элементы, из которых состоят горные породы, называются минералами.
Содержимое недр Земли – горные породы и минералы, – которое человек использует в своих целях, называется минеральными ресурсами или полезными ископаемыми.
При помощи вопросов рассказываю о применяемых повседневно предметах, полученных после переработки полезных ископаемых. На основе этого материала он объясняет, почему полезные ископаемые так называются.
Рассказываю о месторождениях, где добывают полезные ископаемые. Акцентирую внимание на тех видах, которые добываются в нашей местности.
Рассказываю, что самый распространенный вид полезных ископаемых — это поваренная соль, разъясняю ее полезные свойства. Говорю о способах ее применения, объясняю, что ежедневно человек употребляет 20 граммов соли с пищей.
2. Работа с учебником.
а) Полностью прочитать текст.
б) Прочитать текст по частям.
3. Работа с географической картой.
Найти на физической карте по условным знакам богатейшие месторождения соли в нашей стране, перенести их на контурную карту. Найти условные обозначения каменного угля и нефти, назвать по карте казахстанские месторождения (Караганда, Экибастуз). Найти на карте месторождения нефти (Мангистауский полуостров, Жана Узень и др.).
4. Полностью пересказать содержание текста.
Рассказать о полезных ископаемых, не требующих переработки, и о полезных ископаемых, которые в ней нуждаются.
5. Работа с наборами образцов полезных ископаемых.
Учитель раздает образцы каменного угля. Ученики определяют виды, их твердость и блеск. По этим качествам они сравнивают антрацит, обыкновенный и бурый уголь. Поджигаю уголь на спиртовке и показываю его горючие свойства. Используя лупу, показываю, что в составе угля есть растительные, органические остатки.
6. Выполнить задания и ответить на вопросы, указанные после текста.
На дом: прочитать и усвоить текст. Найти на карте месторождения угля, нефти и соли, отметить эти месторождения на контурной карте