Тема: Полезные ископаемые, добыча, переработка..

0
885
литература

Урок № _____

Предмет география класс 7 дата ______

Цели:

Образовательная : ознакомить с полезными ископаемыми края, переработкой и добычей.

Развивающая: мышление, речь, представление полезных ископаемых, работа с коллекцией полезных ископаемых в кабинете.

Воспитательная: бережное отношение к Земле, любовь к изучению природы.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: рисунки эрозийных процессов.

Ход урока:

1.Организационный момент (готовность к уроку)

2. Новая тема

Добыча полезных ископаемых насчитывает многотысячелетнюю историю (см. горное дело). Процесс добычи полезных ископаемых состоит в извлечении ценного компонента в относительно чистом виде (например, нефть, природный газ, каменный уголь, каменная соль, драгоценные камни и др.) или в виде горной массы(например, руды металлов), которая в дальнейшем подвергается переработке.
На суше добыча полезных ископаемых ведётся шахтами, карьерами и буровыми скважинами; в морских акваториях — буровыми скважинами, драгами и специальными автономными подводными аппаратами, которые осуществляют сбор конкреций со дна.
Подавляющее число месторождений твёрдых полезных ископаемых разрабатывается с помощью шахт и карьеров, а также буровых скважин, путём искусственного перевода ряда твёрдых полезных ископаемых в подвижное (жидкое, газообразное) состояние (самородная сера, фосфаты, каменная соль, уголь и др.). На карьерах добывается около 90% бурых и 20% каменных углей, 70% руд металлов, 95% нерудных строительных материалов.

Жидкие и газообразные полезные ископаемые (нефть, рассолы, подземные воды, природный газ) добываются с помощью буровых скважин, ряд нефтяных месторождений разрабатывается с помощью шахт, для выемки нефтенасыщенных песков (“тяжёлых” нефтей) используют разработку открытым способом. На ряде месторождений применяется комбинация способов добычи (открытого и шахтного, шахтного и скважинного). Выбор способа добычи полезных ископаемых определяется главным образом горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых, экономическими расчётами.

Добыча полезных ископаемых — важнейшая область человеческой деятельности, обеспечивающая постулат, развитие производительных сил общества.

Используя физическую карту Казахстана определить:

Крупные месторождения нефти (регион) – транспортировку – переработку – выход продукции

Месторождения бокситов (регион) – транспортировка – переработка – выход продукции

Добыча меди (регион ) – транспортировка – перепаботка

добыча – железной руды – транспортировка – переработка – выход продукции. Дело в том, что при добыче полезных ископаемых негативному воздействию подвергаются практически все составляющие экосисте­мы: рельеф, атмосфера, поверхностные и подземные воды, почвенно-растительный покров, животный мир. Во многих случаях в результате интенсивных добычных разработок и переработки горных пород на месте некогда девственного природного ландшафта остается техногенный рельеф.

В современных добывающих минеральные ресурсы техно­логиях преобладают первичные процессы разрушения, свя­занные с бурением, взрыванием, раскалыванием, измель­чением, транспортированием горной массы, ее переработ­кой, обогащением. Эти процессы сопровождаются прояв­лениями горного давления, сдвижением горных пород, гор­ными ударами, внезапными выбросами газа, пыли, эндоген­ными и экзогенными пожарами и т.д. Нередко некоторые из них приобретают значительный объем, особенно опасны для работающих взрывы газа и пыли в угольных шахтах

Закрепление: Работа в парах по изучению расположения полезных ископаемых (значки на к.к.) на территории Казахстна.

Домашнее задание_________________________