Урок № _____
Предмет география класс 7 дата ______
Цели:
Образовательная : ознакомить с полезными ископаемыми края, переработкой и добычей.
Развивающая: мышление, речь, представление полезных ископаемых, работа с коллекцией полезных ископаемых в кабинете.
Воспитательная: бережное отношение к Земле, любовь к изучению природы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: рисунки эрозийных процессов.
Ход урока:
1.Организационный момент (готовность к уроку)
2. Новая тема
Добыча полезных ископаемых насчитывает многотысячелетнюю историю (см. горное дело). Процесс добычи полезных ископаемых состоит в извлечении ценного компонента в относительно чистом виде (например, нефть, природный газ, каменный уголь, каменная соль, драгоценные камни и др.) или в виде горной массы(например, руды металлов), которая в дальнейшем подвергается переработке.
На суше добыча полезных ископаемых ведётся шахтами, карьерами и буровыми скважинами; в морских акваториях — буровыми скважинами, драгами и специальными автономными подводными аппаратами, которые осуществляют сбор конкреций со дна.
Подавляющее число месторождений твёрдых полезных ископаемых разрабатывается с помощью шахт и карьеров, а также буровых скважин, путём искусственного перевода ряда твёрдых полезных ископаемых в подвижное (жидкое, газообразное) состояние (самородная сера, фосфаты, каменная соль, уголь и др.). На карьерах добывается около 90% бурых и 20% каменных углей, 70% руд металлов, 95% нерудных строительных материалов.
Жидкие и газообразные полезные ископаемые (нефть, рассолы, подземные воды, природный газ) добываются с помощью буровых скважин, ряд нефтяных месторождений разрабатывается с помощью шахт, для выемки нефтенасыщенных песков (“тяжёлых” нефтей) используют разработку открытым способом. На ряде месторождений применяется комбинация способов добычи (открытого и шахтного, шахтного и скважинного). Выбор способа добычи полезных ископаемых определяется главным образом горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых, экономическими расчётами.
Добыча полезных ископаемых — важнейшая область человеческой деятельности, обеспечивающая постулат, развитие производительных сил общества.
Используя физическую карту Казахстана определить:
Крупные месторождения нефти (регион) – транспортировку – переработку – выход продукции
Месторождения бокситов (регион) – транспортировка – переработка – выход продукции
Добыча меди (регион ) – транспортировка – перепаботка
добыча – железной руды – транспортировка – переработка – выход продукции. Дело в том, что при добыче полезных ископаемых негативному воздействию подвергаются практически все составляющие экосистемы: рельеф, атмосфера, поверхностные и подземные воды, почвенно-растительный покров, животный мир. Во многих случаях в результате интенсивных добычных разработок и переработки горных пород на месте некогда девственного природного ландшафта остается техногенный рельеф.
В современных добывающих минеральные ресурсы технологиях преобладают первичные процессы разрушения, связанные с бурением, взрыванием, раскалыванием, измельчением, транспортированием горной массы, ее переработкой, обогащением. Эти процессы сопровождаются проявлениями горного давления, сдвижением горных пород, горными ударами, внезапными выбросами газа, пыли, эндогенными и экзогенными пожарами и т.д. Нередко некоторые из них приобретают значительный объем, особенно опасны для работающих взрывы газа и пыли в угольных шахтах
Закрепление: Работа в парах по изучению расположения полезных ископаемых (значки на к.к.) на территории Казахстна.
Домашнее задание_________________________