УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: ______________
«__» _____________ 200_ г.
План – конспект
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ с учащимися 11 класса.
Тема: Плоская прямоугольная система координат.
Учебная цель: Дать учащимся понятия об плоской прямоугольной системе координат.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий.
Время. ______
Метод. Рассказ.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Учебник по НВП.
Учебные вопросы.
1. Понятие об ориентировании.
2. Определение своего местонахождения относительно сторон горизонта,
небесных светил и местных предметов.
3. Доклад о своём местонахождении.
Ход занятия
Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка домашнего задания 10 мин.
Основная часть 30 мин.
Вступление 5 мин.
Плоская прямоугольная система координат
Плоские прямоугольные координаты представляют собой линейные величины (абсцисса X и ордината У), определяющие положение точек на плоскости (карте) относительно осей координат.
Изложение основного материала 20 мин.
При объяснении геометрической сущности прямоугольных координат на топографических картах у учащихся возникает вопрос: почему обозначение координатных осей не согласовано с системой координат, принятой в математике? Особо следует обратить внимание на геометрическую сущность координат как отрезков линий, принятых за оси. Теоретическая часть урока заканчивается объяснением сущности построения основной и дополнительной километровой сетки. Основная часть урока должна быть посвящена практике использования координатной сетки по определению координат объектов и нанесению на карту точек по заданным координатам. При постановке практических задач по определению координат по карте целесообразно, чтобы учащиеся сначала выписывали полные координаты, так как они представляют собой конкретные величины отрезков в километрах и метрах от соответствующих осей.
В дальнейшем учащиеся пользуются сокращенными координатами, которые в основном и принимаются в войсковой практике. Это не представляет большой сложности. Учитель обращает внимание учащихся на то, что практически прямоугольные координаты могут применяться в боевой обстановке, в крайне ограниченные сроки, а точность определения координат целей и нанесения, целей по координатам на карту должна быть безупречной. От этого зависит успех выполнения задачи. Поэтому необходимо полученные знания хорошо усвоить, а выработке практических навыков уделять постоянное внимание на последующих уроках.
В заключительной части занятия нужно напомнить учащимся тему, цели и учебные вопросы и, кроме того, обратить внимание на актуальность изучаемых вопросов, необходимость совершенствования личностных теоретических знаний и начальных навыков, а затем дать задание для самостоятельной работы. Учителю надо взять за правило проверять самостоятельные работы учеников и давать их оценку, выделяя хорошие и плохие работы.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу
3. Объявить раздел и тему следующего занятия.
4. Задание на дом.
1. Понятие об ориентировании.
2. Определение своего местонахождения относительно сторон
горизонта, небесных светил и местных предметов.
3. Доклад о своём местонахождении.
Преподаватель-организатор НВП: _________________________________