Цели: повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами; обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям; повторить типы сказуемых; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок закрепления зун.
Оборудование: тексты в распечатанном виде, таблица.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
1. Устный ответ по теме;
1) однородные/неоднородные определения;
2} однородные/неоднородные приложения.
2. Проверка домашнего упражнения «по цепочке».
3. Работа с текстом.
(Текст в распечатанном виде лежит на партах.)
Задание: выделить грамматические основы предложений. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения. Указать вид сказуемых.
Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.
Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимая правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии. (Л. Толстой)
II. Работа по теме урока.
1. Анализ предложений.
Запишите предложения.
1. А снаружи все: покойницы, и коньки, и ворота – оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.
2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь – все ликовало и пело вокруг меня.
3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед – и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.
— Чем осложнены данные предложения?
— Что есть при однородных членах?
— Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?
— Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
— Какими членами предложения являются обобщающие слова?
— Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?
—- Какие слова могут сопровождать обобщающие слова?
— Начертите схемы предложений с обобщающими словами.
2. Чтение § 84, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах».
Двоеточие |
Тире |
Двоеточие и тире |
1.После обобщающего слова. 2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например, то двоеточие ставится после них (перед ними – запятая) |
1. После однородных членов перед обобщающим словом. 2. Если перед обобщающим словом стоят вводные слова короче, короче говоря, словом, одним словом, то тире ставится перед ними, а вводное слово отделяется запятой |
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире – после однородных членов, если предложение не закончено |
(Для закрепления изученного выполняется упражнение 411.)
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.
1.§ 84.
2. Упражнение 412.
3.Подг. к контр. диктанту по теме «Простое предложение».