Дата:___________________
Познание мира
Класс: 3 «Б»
Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА
— Цель: Дать знания о значении нервной системы, ее органах, функциях, гигиене, органах обоняния; о том, что все функции организма напрямую связаны с работой нервной системы. Развивать внимание, память, мышление, речь;
— Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Базовые знания Нервная система, ее функции, органы восприятия; роль нервной системы во взаимоотношении человека со средой; понятия об органах восприятия.
Опорные знания Действия человека, его разум, речь, знания в обеспечении необходимых жизненных условий, постижение через жизненный опыт.
Ход урока:
1.Орг. Момент
2.Проверка дом. задания
3.Объяснение. 1. Нервная система и ее функции.
– Что вы сделаете, если прикоснетесь пальцем или рукой к горячему предмету? Покажите, как бы вы это сделали? Каким местом вы прикоснулись к предмету?(Ученики показывают кончики
пальцев). При помощи чего рука сгибается в локтевом суставе?
Вспоминаем функции мышечной системы.
– Каким образом горячий предмет воздействует на мышечную систему?
2. Используя таблицу «Нервная система человека», рассказываю о том, как разное воздействие извне вызывает какие-либо действия (отдергивание руки, остановка на красный свет светофора, реакция на зов), и что действия происходят при помощи нервной системы, как
бы в ответ, о том, что нервная система человека состоит из мозга, спинного мозга и расходящихся по всем органам и членам нервных окончаний, которые все связаны с мозгом. Самостоятельно объясните, каким образом и что заставляет человека оборачиваться на зов.
— Какой орган воспринимает звук?
– При помощи каких нервных окончаний звуковой раздражитель доходит до мозга?
— При помощи чего и к каким мышцам приходит сигнал? и т. д.
Вывод: нервная система обеспечивает правильные и гармоничные действия организма.
3. Гигиена нервной системы.
Человеческая жизнедеятельность (ученики сами приводят 2—3 примера: пищеварение, сон, кровообращение и др.), действия (также приводят 2—3 примера: игры, физический труд, гимнастика и др.), все функции органов тела (например, сокращение мышц, их расслабление, функции легких и сердца, выделение желудочного сока и т. д.), их правильное функционирование (дыхание, мышцы, кровообращение, переваривание питательных веществ, о связях других подобных процессов между собой — обо всем этом ученики должны сами рассказывать) осуществляется через нервную систему. Нервная система постоянно находится в работе.
Вывод: «Поэтому при любом виде работ усталость человека начинается с нервной системы и мозга».
«Как можно почувствовать, что нервная система перенапряжена?» Анализируя этот вопрос (моменты, когда человек не в состоянии даже поесть от усталости, не хочет читать, даже если и прочитает, то не понимает смысла;— это состояние, наверное, знакомо каждому), ученики должны вспомнить, что работоспособность такого человека, а также деятельность некоторых его органов ухудшается (одышка после долгого бега, сильное сердцебиение, а также усталость).
4. После этого объясняю по нижеприведенному плану, что во избежание избыточной усталости человек должен правильно организовать свои повседневные действия, физический труд.
— Необходимо заниматься только теми видами физического труда, которые под силу.
— Чередовать умственный и физический труд; распределить их по времени.
— Принимать пищу в строго определенное время.
— Отдыхать после обеда.
— Ложиться спать и вставать в определенное время.
— Отдыхать на свежем воздухе, заниматься спортом, читать интересные книги и т. д.
5. Итог, дом.зад. стр. 22 – 24 пересказ
Учитель: Ященко А.А.
Проверил зав. по УР:_____________________