Цели:
- познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных, его существенными признаками, ролью в предложении;
- развивать грамотность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе и интерес к русскому языку.
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Упражнение № 242
Этап проверки знаний.
Падежи и вопросы к ним – наизусть
Этап подготовки к активному усвоению знаний
Чтение текста «Мальчик-пополам». Сначала учительское, потом ученическое. Найдите в тексте антонимы. Спишите первое предложение. Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое.
Какой частью речи выражено подлежащее.
Этап объяснения новой темы.
Именительный падеж отвечает на вопросы кто? Что? Вопросы кто? В русском языке задают не только к людям, но и к животным и к рыбам (в отличие от казахского). Вопрос что? Задается только к неодушевленным (неживым) предметам
Существительное в именительном падеже в предложении бывает подлежащим
Физминутка
Про самолёты и ракеты.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом уа – сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
6. Этап закрепления новой темы
Упражнение № 245
Давайте составим словарь на тему Новый год.
Составим три предложения.
Записать на доске предложения.
Дети любят праздник Новый год. На новый год ребята с мамами украшают елку. Мальчики и девочки любят подарки.
Подчеркнуть подлежащее. Задать к ним вопрос. Выделить окончание.
7. Этап оценивания
8. Этап информированности о домашнем задании. Упражнение № 247. параграф 28