Цели: систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Простое предложение»; закрепить умение комментировать постановку знаков препинания и умение работать с тестами, воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок – зачёт.
Оборудование: тесты на печатной основе.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
Авиаконверт, ультразвук, трудодень, экс-чемпион, пол-Луны, железобетонный, раннецветущий, позднеспелый, народно- демократический, добродушно-хитрый, полупроводниковый, пол-Чехии, шестьдесят семь, детски непосредственное восприятие, двухсполовинный, поодиночке, точь-в-точь, на днях, час от часу, грамм-калория, подобру-поздорову, палисадник, чересчур, невтерпеж.
II. Практическая работа.
Задание: графически прокомментировать постановку знаков препинания.
1. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя.
2. Я повторяю: вы материалист и больше ничего,
3. Гений и злодейство – две вещи несовместные.
4. Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.
5. Прошлогодний лист в овраге средь кустов как ворох меди.
6. По словам Герцена, книга – это духовное завещание одного поколения другому.
III. Диктант-шутка со взаимопроверкой.
По результатам анкеты выяснили характеры: Сашка – борец за правду с мещанским уклоном; Железнов, без сомнения, – мрачный тиран; Ирка – лишь дитя с неразвитым вкусом; Гришка – арап по натуре, без мещанства; я же есть обиженный обыватель.
Там был еще один характер, до которого у меня не хватило одного плюса, – это интеллигентный человек.
Вот и получилось: Гришка – арап по натуре, без мещанства, а я почти интеллигентный человек. Самое большое, на что я способен, – сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.
IV. Работа с тестом «Простое предложение».
1. Укажите неверное утверждение.
а) словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
б) словосочетание может выражать законченную мысль;
в) в зависимости от отношений между словами выделяются три типа словосочетаний;
г) словосочетания делятся на простые и сложные по количеству зависимых слов.
2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг. + сущ. в В. п.
а) относится по-товарищески;
б) рубить топором;
в) увидев озеро;
г) преодолеть препятствие;
д) звонит телефон;
е) бежать по дорожке.
3. Укажите словосочетание со значением «действие и его признак».
а) пасмурно по-осеннему;
б) аплодировать артистам;
в) произвести расчет;
г) одеться по-зимнему;
д) летящий шар.
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка и употреблении предлога и падежа существительного.
а) ругать за беспечность;
б) вопреки угрозы;
в) согласно предписанию;
г) оплатить за квартиру,
д) радоваться успехам;
е) осудить на казнь.
5. Укажите способ связи в словосочетании – «управление».
а) разговаривал улыбаясь;
б) о шести книгах;
в) стану космонавтом;
г) освоение космоса;
д) стройная береза;
е) настойчиво просить.
6. Найдите неверное утверждение.
а) предложение выражает законченную мысль;
б) в предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
в) восклицательным может быть любое по цели высказывания предложение;
г) в простом предложении может быть больше одного подлежащего;
д) в предложении связь между его членами может быть и подчинительной, и сочинительной.
7. Укажите повествовательные предложения.
а) Не оставь меня, кум милый!
б) До чего красиво в весеннюю пору в березовой роще!
в) Что ты поникла, зеленая ивушка?
г) Спой, светик, не стыдись.
д) Зазеленел, зашелестел столетний дуб.
е) Почему же ты молчишь?
8. Найдите предложение, в котором неверно выделено подлежащее.
а) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
б) Мы с тобой поедем к морю.
в) У этого мастера золотые руки.
г) Город Тамбов расположен на реке Цна.
9. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Я не мог думать об этом.
б) Я буду ходить в бассейн.
в) Я поехал бы в город.
г) Он был тверже стали.
10. Укажите верное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится:
а) если подлежащее выражено существительным в И. п., а сказуемое — словосочетанием числительного в И. п.
с сущ. в Р. п.;
б) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным;
в) при наличии частицы не перед сказуемым;
г) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.
11. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Красота есть обещание счастья.
б) Познание и жизнь неотделимы.
в) Жизнь прожить не поле перейти.
г) Волк коню не товарищ.
д) Голова без ума что фонарь без света.
12. В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащие и сказуемые?
а) Уметь слушать — это великое искусство.
б) Дежурный сегодня Семенов.
в) Это против нашего закона — поминать старое.
г) Первый долг человека в жизни — передавать другим свое ремесло.
д) Стать художником — мечта моего сына.
13. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить – значит предвидеть.
14. Укажите неверное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым.
а) ставится только тогда, когда опущена связка;
б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи;
в) не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;
г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.
15. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Знание это сила.
б) Умный смех как прекрасный источник энергии.
в) Эти равнины словно бескрайнее море.
г) Бедность не порок.
д) Я всем чужой.
е) Байкал самое глубокое озеро на планете,
16. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
A |
Б |
В |
Г |
|
р..ставрация |
Е |
Е |
И |
Е |
д..виз |
И |
И |
Е |
Е |
р..золюция |
Е |
И |
И |
Е |
р..петиция |
И |
Е |
И |
Е |
п..йзаж |
Е |
И |
Е |
Е |
17. Укажите неверное утверждение.
а) в односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения;
б) в определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме второго