Тема: Готовимся к ЕНТ. (Морфология.) Простое предложение.

0
752
кабинет

Цели: систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Простое предложение»; закрепить умение комментировать постановку знаков препинания и умение работать с тестами, воспитание языкового чутья.

Тип урока: урок – зачёт.

Оборудование: тесты на печатной основе.

Ход урока.

I. Словарный диктант.

Авиаконверт, ультразвук, трудодень, экс-чемпион, пол-Луны, железобетонный, раннецветущий, позднеспелый, народно- демократический, добродушно-хитрый, полупроводниковый, пол-Чехии, шестьдесят семь, детски непосредственное восприятие, двухсполовинный, поодиночке, точь-в-точь, на днях, час от часу, грамм-калория, подобру-поздорову, палисадник, чересчур, невтерпеж.

II. Практическая работа.

Задание: графически прокомментировать постановку знаков препинания.

1. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя.

2. Я повторяю: вы материалист и больше ничего,

3. Гений и злодейство – две вещи несовместные.

4. Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

5. Прошлогодний лист в овраге средь кустов как ворох меди.

6. По словам Герцена, книга – это духовное завещание одного поколения другому.

III. Диктант-шутка со взаимопроверкой.

По результатам анкеты выяснили характеры: Сашка – борец за правду с мещанским уклоном; Железнов, без сомнения, – мрачный тиран; Ирка – лишь дитя с неразвитым вкусом; Гришка – арап по натуре, без мещанства; я же есть обиженный обыватель.

Там был еще один характер, до которого у меня не хватило одного плюса, – это интеллигентный человек.

Вот и получилось: Гришка – арап по натуре, без мещанства, а я почти интеллигентный человек. Самое большое, на что я способен, – сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.

IV. Работа с тестом «Простое предложение».


1. Укажите неверное утверждение.

а) словосочетание состоит из главного и зависимого слова;

б) словосочетание может выражать законченную мысль;

в) в зависимости от отношений между словами выделяются три типа словосочетаний;

г) словосочетания делятся на простые и сложные по количеству зависимых слов.

2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг. + сущ. в В. п.

а) относится по-товарищески;

б) рубить топором;

в) увидев озеро;

г) преодолеть препятствие;

д) звонит телефон;

е) бежать по дорожке.

3. Укажите словосочетание со значением «действие и его признак».

а) пасмурно по-осеннему;

б) аплодировать артистам;

в) произвести расчет;

г) одеться по-зимнему;

д) летящий шар.

4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка и употреблении предлога и падежа существительного.

а) ругать за беспечность;

б) вопреки угрозы;

в) согласно предписанию;

г) оплатить за квартиру,

д) радоваться успехам;

е) осудить на казнь.

5. Укажите способ связи в словосочетании – «управление».

а) разговаривал улыбаясь;

б) о шести книгах;

в) стану космонавтом;

г) освоение космоса;

д) стройная береза;

е) настойчиво просить.

6. Найдите неверное утверждение.

а) предложение выражает законченную мысль;

б) в предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;

в) восклицательным может быть любое по цели высказывания предложение;

г) в простом предложении может быть больше одного подлежащего;

д) в предложении связь между его членами может быть и подчинительной, и сочинительной.

7. Укажите повествовательные предложения.

а) Не оставь меня, кум милый!

б) До чего красиво в весеннюю пору в березовой роще!

в) Что ты поникла, зеленая ивушка?

г) Спой, светик, не стыдись.

д) Зазеленел, зашелестел столетний дуб.

е) Почему же ты молчишь?

8. Найдите предложение, в котором неверно выделено подлежащее.

а) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.

б) Мы с тобой поедем к морю.

в) У этого мастера золотые руки.

г) Город Тамбов расположен на реке Цна.

9. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Я не мог думать об этом.

б) Я буду ходить в бассейн.

в) Я поехал бы в город.

г) Он был тверже стали.

10. Укажите верное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится:

а) если подлежащее выражено существительным в И. п., а сказуемое — словосочетанием числительного в И. п.

с сущ. в Р. п.;

б) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным;

в) при наличии частицы не перед сказуемым;

г) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.

11. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Красота есть обещание счастья.

б) Познание и жизнь неотделимы.

в) Жизнь прожить не поле перейти.

г) Волк коню не товарищ.

д) Голова без ума что фонарь без света.

12. В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащие и сказуемые?

а) Уметь слушать — это великое искусство.

б) Дежурный сегодня Семенов.

в) Это против нашего закона — поминать старое.

г) Первый долг человека в жизни — передавать другим свое ремесло.

д) Стать художником — мечта моего сына.

13. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.

а) Мать велела поставить чайник.

б) Мы решили укрыться от дождя.

в) Желание учиться овладело мальчиком.

г) Помнить – значит предвидеть.

14. Укажите неверное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым.

а) ставится только тогда, когда опущена связка;

б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи;

в) не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;

г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.

15. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Знание это сила.

б) Умный смех как прекрасный источник энергии.

в) Эти равнины словно бескрайнее море.

г) Бедность не порок.

д) Я всем чужой.

е) Байкал самое глубокое озеро на планете,

16. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

A

Б

В

Г

р..ставрация

Е

Е

И

Е

д..виз

И

И

Е

Е

р..золюция

Е

И

И

Е

р..петиция

И

Е

И

Е

п..йзаж

Е

И

Е

Е

17. Укажите неверное утверждение.

а) в односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения;

б) в определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме второго