Лабораторная работа 18. Строение цветка
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать крупные цветки с полным набором элементов) или влажные препараты цветков; лупа, пинцет, препаровальная игла, ванночки для влажных препаратов, салфетки.
Ход работы:
Рассмотрите цветки или влажные препараты цветков. Определите, из каких частей состоит цветок.
Определите, какой околоцветник у этого цветка: простой или двойной? Если околоцветник двойной, то какой вид он имеет: чашечковидный или венчиковидный? Если околоцветник двойной, определите какая у него чашечка: раздельнолистная или сростнолистная? Какой у него венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной? Определите количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части (которые видны при данном ракурсе). Подпишите название растения.
Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите сколько осей симметрии можно провести через этот цветок.
Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество тычинок в данном цветке (если их более 12, точное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите ее строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.
Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.
Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.
Сделайте вывод о строении данного цветка. В выводе укажите формулу цветка.
Лабораторная работа 19. Разнообразие плодов и семян
Цели: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.
Оборудование: коллекции плодов и семян, плоды гороха (фасоли, акации), сурепки (капусты, редьки), подсолнечника, пшеницы (ржи, кукурузы), сливы (вишни, персика, абрикоса), томата (смородины, винограда).
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение плода сурепки, аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?
Рассмотрите внешнее строение плода гороха, аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника (сочный или сухой) у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?
Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Какой характер околоплодника у этого плода? Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Легко ли отделился околоплодник от семени? Каково количество семян в плоде? Как называется данный плод?
Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Попробуйте отделить околоплодник от семени. Удалось ли вам это? Как называется данный плод?
Рассмотрите внешнее строение плода сливы. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? Как называется данный плод?
Рассмотрите внешнее строение плода томата. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? Как называется данный плод?
Данные обо всех плодах занесите в таблицу.
Название растения |
Характер околоплодника |
Количество семян в плоде |
Название плода |
Рисунок |
Сделайте вывод о сходствах и различиях пар плодов: боб гороха и стручок сурепки, семянка подсолнечника и зерновка пшеницы, костянка сливы и ягода томата.