УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: ______________
«__» _____________ 200_ г.
План – конспект
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу
Военная топография с учащимися 10 класса
Тема: Азимут истинный и магнитный. Порядок определения азимута на местности и направления движения по азимуту
Учебная цель: Дать учащимся понятие азимута, научить определять азимут по компасу.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся аккуратность, дисциплинированность в выполнении порученных заданий.
Время. ______
Метод. Рассказ.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Учебник по НВП.
Учебные вопросы.
1. Азимут истинный и магнитный. 2. Порядок определения азимута.
Ход занятия
Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка домашнего задания 10 мин.
Основная часть 30 мин.
Вступление 5 мин.
Сущность движения по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое значение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.
Изложение основного материала 20 мин.
1. Азимут – это горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до направления на предмет. Он имеет значение от 0 до 360. Для определения магнитного азимута на местности с помощью компаса надо встать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Если измерение ведётся относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут (А), если относительно магнитного меридиана – магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой. Магнитный и истинный меридиан не совпадают. Для определения магнитного азимута надо встать лицом к предмету, отпустить тормоз стрелки и ориентировать компас. В этом положении отчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного азимута на местный предмет. Обратный азимут – это направление от местного предмета на точку состояния, от прямого азимута он отличается на величину 1800.
2. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояние между пунктами движения в пара шагах. Эти данные подготавливаются командиром отделения и оформляют в виде схемы движения маршрута или таблицы.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Выделить лучшие ответы и недостатки по контрольному опросу
3. Объявить раздел и тему следующего занятия.
4. Задание на дом.
1. Азимут истинный и магнитный.
2. Порядок определения азимута.
Преподаватель-организатор НВП: ______________________________