Строение и функции белков

0
890
шрифт

Цель урока:

· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и выполняемыми функциями.

· Развив. Продолжить развитие у старшеклассников умения сравнивать состав и строение белков, жиров, углеводов.

· Воспит. Воспитывать убежденность в познаваемости строения и состава органических веществ с помощью научных методов.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

Методы контроля знаний (опрос).

1. Перечислите органические вещества, которые не встречаются в живой природе (белки, жиры, углеводы)

2. В какие вещества преобразуются белки (жиры, углеводы).

3. Это органическое вещество содержится в растворенном виде в цитоплазме клеток (глюкоза).

4. Эти вещества входят в химический состав нуклеиновых кислот, и участвует в хранении и передаче наследственной информации (рибоза, дизоксирибоза).

5. Что собой представляет полисахариды первого порядка (дисахариды).

6. Назовите полисахариды второго порядка (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин).

7. Назовите функции углеводов (энергетическая, структурная, синтез органических веществ, источник воды).

8. Назовите функции жиров (входят в состав внутриклеточных структур, выделение энергии, защитная, запасающая, источник воды).

1. углеводы

19

1 вариант

2 вариант

2. целлюлоза

18

1-3, 6, 1

1-17, 14, 19

3. белки

17

2-6, 1

2-14, 19

4. рибоза

16

3-9

3-11

5. энергетическая

15

4-4, 10

4- 16, 10

6. жиры

14

5-12

5-8

7. синтез органических веществ

13

6-13, 11, 2, 14

6- 7, 9, 18, 6

8. внутриклеточные структуры

12

7-5, 15, 7, 17

7-15, 5, 13, 3

9. глюкоза

11

8-8, 18, 19, 16, 17

8-12, 2, 1, 4, 3

10. дизоксирибоза

10

11. гликоген

9

12. дисахариды

8

13. крахмал

7

14. хитин

6

15. структурная

5

16. запасающая

4

17. источник воды

3

18. выделение энергии

2

19. защитная

1

Основная часть.

Изучены тысячи белков. Многие из них не растворимы в воде, некоторые растворимы, некоторые имеют вид нитей, а есть вид шариков.

Из твердого белка построены рога, копыта, волосы. Из нитевидных белков построены мышцы.

Высокоактивные белки участвуют в передаче сигналов в клетку из внешней среды. Под влиянием физических и химических факторов происходит нарушение природной структуры белка (денатурация). В результате свойства белка изменяется (при нагревании белок яйца не растворяется). Но белки обладают рядом функций.

· Строительная.

Белки пищи — в тонком кишечнике — в клетки — синтез белков — использование белков для построения внутриклеточных структур.

· Каталитическая.

Ферменты = биокатализаторы = ускорители химических реакций в клетке

1. ферменты ускоряют протекание реакций.

2. ферменты действуют в узких температурных пределах.

3. ферменты активно работают при определенных показателях среды

· Регуляторная.

Осуществляется при помощи гормонов. Многие гормоны являются белками.

Пример стр. 69.

· Двигательная.

Проявляется при работе мускулатуры человека и животных.

· Транспортная.

Перенос кислорода и углекислого газа с помощью белка гликогена.

· Защитная.

Выработка белков – антител уничтожающих возбудителей болезней попавших в организм.

· Энергетическая.

Функция белка проявляется в выделении свободной энергии (при последовательном расщеплении полипептидной молекулы).

Жизнь на планете можно рассматривать как способ существования белковых тел, которые обеспечивают обмен веществом и энергией с внешней средой.

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.

«Снежный ком»

«Работа с переменой мест» по пройденной теме.

Итоговый контроль, анализ урока. Д3 п. 37.