Цель урока: обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения головного мозга, а так же больших полушарий головного мозга.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь. Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы активизации мыслительной деятельности 3- 5 мин.
Орг. Момент. План урока.
Основная часть (новый материал)
Мозг развивается до 20 лет. Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400г. От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.
Г оловной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества. В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.
В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.
Ствол мозга – к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.
Большие полушария -самый развитый отдел.
Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.
Продолговатый мозг.
Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.
Длина продолговатого мозга 2,5-3 см. В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.
Рефлексы продолговатого мозга:
Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение)
Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез)
Сердечно-сосудистые (регуляция работы сердца и сосудов)
Дыхательные (вдох и выдох)
Задний мозг.
Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.
Мозжечок. Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.
Средний мозг.
Расположен между задним мозгом и промежуточным. Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.
Промежуточный мозг.
Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечно-сосудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.
Передний мозг.
Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.
Функции:
1. |
зрительная зона |
2. |
слуховая |
3. |
обонятельная |
4. |
вкусовая |
5. |
двигательная |
6. |
кожно-мышечная чувствительность |
7. |
регуляция работы всего организма. |
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания)5-7 мин. Работа в группах.
1. |
продолговатый мозг. |
2. |
задний мозг. |
3. |
средний, промежуточный. |
4. |
передний мозг. |
5. |
гигиена нервной системы. |
6. |
влияние алкоголя и курения на организм |
Работа в тетради 1 вариант (1а,1в,1с) стр 54
вариант (2а,2в,2с)
вариант (3а,3в,3с)
1 вариант (а) стр 57
2вариант (в)
3вариант( С)
Работа по составлению таблицы на стр 57 Итоговый контроль, анализ урока.
Д/З П. 15,16 подготовиться к кр. Повторить П. 13-16