Современные подходы в обучении английскому языку.

0
831
программы

1. Задачи современного обучения английскому языку.
На современном этапе развития, когда сформировались качественно новые взаимоотношения нашей страны с членами мирового сообщества на основе новых политических и социально-экономических реалий, в ней самой создались благоприятные возможности для изучения английского языка и его реального использования в общении с представителями других стран. Успешное овладение английским языком в настоящее время – это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Все это заставило наполнить новым содержанием задачи обучения английскому языку в стране и потребовало расширения его функций как учебного предмета с учетом лучшего мирового опыта обучения английскому языку и социокультурных особенностей его изучения.
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения английскому языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогощения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, как способу осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества.
Главная задача современного обучения английскому языку не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в области познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.
Таким образом, мы подошли к основным задачам современного обучения английскому языку, которые включают в себя следующее:
1) Коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению.
– формирование и развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;
– развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных);
– формирование у школьников представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, к поиску ненасильственных способов решения противоречий и конфликтов;
– ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка, ее связями с ветвями мировой культуры.
2) Обучение школьников технологии изучения английскому языку и развитие его самообразовательного потенциала для удовлетворения их личностных интересов в изучении английского языка в тех или иных сферах общения, областях знания.
– на обучение техники работы с отечественной и зарубежной справочной литературы;
– на обучение способам схематизации коммуникативно-познавательной информации (построение языковых, речевых и коммуникативных таблиц, схем);
– на развитие навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами;
– на ознакомление с международными тестами по определению уровня владения языком;
– на обучение формам самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на английском языке.

2. Инновационные подходы в процессе обучения английскому языку.
При изучении мною современных материалов по данному вопросу я пришла к выводу, что в настоящий момент нет единого мнения в определении современных инновационных подходов в обучении английскому языку. Я нахожу важным выделить некоторые технологии, применяемые в практике обучения английскому языку, которые разными авторами в различных источниках несколько по-разному определяются.
I. 1) проектные технологии; 2) информационные технологии; 3) технологии языковых портфелей; 4) модульно-блочные технологии.
II. 1) коммуникативно-ориентированные технологии; 2) интегральные технологии; 3) проектные технологии.
III. 1) технология личностно-ориентированного обучения; 2) технология коммуникативного взаимообучения; 3) компьютерные технологии; 4) мультимедийные технологии.
В своем докладе я не буду затрагивать все возможные инновационные подходы в обучении английскому языку, так как считаю нужным осветить вам наиболее актуальные из них.
Личностно-ориентированная технология.
В русле рассмотрения данной проблемы представлю практический опыт реализации личностно-ориентированного обучения.
В процессе знакомства с технологией мы выяснили, что ее применение в полном объеме в условиях классно-урочной системы невозможно. Но именно эта технология может приблизить процесс обучения иностранным языкам по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной ситуации при помощи создания в аудитории микроклимата окружающей жизни со всеми реальными межличностными отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка. Следовательно, изучая всю технологию, можно говорить только об элементах личностно ориентированной технологии, которые мы внедряем в практику преподавания английского языка. Сущность личностно-ориентированной технологии заключается в том, что у учителя нет готовых шаблонных методов взаимодействия с различными учениками, оно зависит от личности ученика, его интересов, способностей и возможностей. Безусловно, для этого необходима комплексная диагностика.
Кроме того, при реализации личностно-ориентированного обучения необходимо учитывать психологические особенности учащихся.
Особенностью методики является обязательный учет индивидуальной избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации, стремления использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе в ситуациях, не заданных обучением.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим различные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном «профиле», который меняется от класса к классу. Важным и значимым моментом является необходимость поставить ученика в центр образовательного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную, практическую направленность.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка.
Сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий, таких как: информационно-коммуникативные, компьютерные и мультимедийные технологии, которые тесно связаны между собой.
Внедрение информационных технологий в школе создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся.
Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.

Значение компьютерных технологий на уроках английского языка.
1) Что дают компьютерные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.
Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность детям запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
Применение компьютера на уроке возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Творчески работающий учитель в состоянии использовать мощность компьютерной техники для достижения самых разнообразных целей:
1. формирование новых знаний и понятий
2. отработка практических умений и навыков деятельности
3. повторение и обобщение изученного материала
4. обеспечение мотивации учащихся к обучению
5. формирование необходимых личностных качеств

Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках английского языка на разных ступенях обучения школьников.
Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Использование мультимедийных технологий в обучении английскому языку.

Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме. Новая учебная среда создает дополнительные возможности для развития креативности учащихся, стимулирует их любознательность, прививает интерес к учебной деятельности.
Современные мультимедийные программы представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях английского языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике. На занятиях по английскому языку можно решить целый ряд дидактических задач, используя материалы Интернет, пополнять словарный запас учащихся и формировать навыки и умения чтения; совершенствовать умения письменной речи; создавать устойчивую мотивацию для изучения английского языка. Для учащихся мультимедийные технологии являются способом, при помощи которого они расширяют свои представления об окружающем мире. Использование мультимедийных технологий обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемых явлениях и объектах. Это повышает качество обучения, позволяет удовлетворять и развивать познавательные интересы учащихся, повышает наглядность обучения, позволяя использовать тяжело доступный материал или тот, который нельзя использовать без компьютера. Работа школьников становится более интенсивной, что позволяет повысить темп изучения учебного материала и увеличить объем самостоятельной работы на занятиях..
Для эффективного использования мультимедийных технологий необходимо создать такие условия, чтобы обеспечить формирование социальной и познавательной активности как основных личностных характеристик обучаемого. Программы должны носить диалоговый характер для развития самостоятельности школьников.
Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии – только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей на основе глубокого изучения всех возможностей.
Заключение.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению английским языком в повседневном общении. Сегодня можно смело говорить о том, что такие инновационные подходы в обучении английскому языку как: мультимедийные, компьютерные, информационные технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.