Цели: приобщить детей к истокам русской культуры; научить ценить родное слово, пользоваться красивой русской речью; обобщить и закрепить ранее изученный материал о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях.
Тип урока: урок-повторение.
Вид урока: урок-игра.
Технология: элементы игровой технологии.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам; книги со сказками; музыкальные произведения.
Предварительно класс был поделен на две команды, в каждой из которых был выбран капитан. Были назначены ведущие урока. Каждая команда должна была подготовить выступление-презентацию команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку отрывка из любой русской народной сказки.
На урок приглашается жюри, это могут быть учащиеся старших классов или учителя.
Ход урока
Звучит музыкальное произведение (учитель на свое усмотрение использует музыку для создания эмоционального настроя учащихся на урок), под аплодисменты в класс входят учащиеся в костюмах героев русских народных сказок, рассаживаются на свои места (по командам).
Входят ведущие – Добрый молодец и Красная девица, которая держит в руках на полотенце каравай.
Добрый молодец. Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок – славный стольный Сказоград.
Красная девица. Поклон вам, уважаемые гости (подносит каравай жюри).
Вам хлеб-соль кушать
Да сказку слушать.
Добрый молодец. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были добрые молодцы и красные девицы. Росли-подрастали, сказки читали, добру научались, ума набирались. И вот как-то приходит царский указ.
Глашатай (вынимает свиток, читает).
Царский указ!
Я, царь сказочного государства, повелеваю: в путь собираться, царице показаться, знаниями утешить, сказкою потешить. А коль будет ее воля на то, узнать еще кое-что. У царицы сундук премудростей есть, которых вам целый век не счесть. Но коли разумом блеснете, с собой подарок унесете.
1-я ведущая (девушка в народном костюме). А искать нам царицу в Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве, на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. Только как нам там оказаться, на чем добраться? А где сказка начинается, там и чудо случается. Есть у меня волшебный мешочек, в нем сказочных средств пяточек. Что из мешочка возьмете, на том в Сказоград попадете.
Подходит к каждой команде по очереди, капитан вынимает из мешочка листочек, на котором написано сказочное средство передвижения.
Варианты: ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги, печь Емели.
2-я ведущая (девушка в народном костюме). Итак, добрые молодцы, красные девицы, отправляемся мы с вами в путешествие опасное, но очень увлекательное. Вот каждой команде по клубочку (раздает клубочки командам), чтобы не заблудиться в сказочной стране.
И вот ваше первое задание: командам нужно представиться.
Приглашаю первую команду.
Первая команда показывает свою визитную карточку.
Добро пожаловать второй команде.
Вторая команда показывает свою визитную карточку.
После каждого представления команда показывает домашнее за-дание.
1-я ведущая. Долго ли, коротко ли, но вот мы уже у водяного в гостях.
Звучит «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».
Здесь диво дивное вас ждет: на цепях Звериный мост, сюда птицы лесные слетаются, обитатели дубрав собираются, под мостом рыбы плещутся, они слово знают вещее. Знать-то знают, да не всем его открывают. Все рады видеть вас, у каждого вопросы есть про запас.
Учитель задает командам вопрос первого конкурса:
– Назовите русские народные сказки, где в качестве действующих лиц для 1-й команды – медведь, а для 2-й команды – лиса.
Дается две минуты для подготовки. Команды отвечают по очереди.
Добрый молодец. Пока жюри оценивает представление команд и первый конкурс, мы с вами отправляемся дальше по сказочной стране, и нас ждет встреча с Бабой Ягой.
Звучит музыкальное произведение «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», три ученицы исполняют танец под это музыкальное произведение.
Баба Яга. Фу-фу, русским духом пахнет. Вот и я, гости дорогие. Ой, сколько же вас? И на обед мне хватит, и на ужин, да еще десяток-другой про запас оставить придется. Не знали в чей домик попали? Ловко я вас сюда заманила.
Добрый молодец. Подожди бабуленька ягуленька, пожалей ребят, маленькие они еще. Ребята готовы отгадать все твои загадки.
Баба Яга. И то верно. Отведу-ка я вас на двор Диковинок. Здесь волшебные предметы: птицы, звери, самоцветы.
Да чего тут только нету!
И скажу вам, не тая,
В каждом тайна есть своя.
Учитель проводит второй конкурс. Детям предлагаются волшебные предметы, например, яблочко, скатерть, самобранка, клубочек, гребень.
Задание: какую роль играют эти волшебные предметы в сказках?
Учащиеся обдумывают и отвечают.
Жюри подводит итоги по двум конкурсам.
2-й ведущий Посреди Сказограда – пещера Змея Горыныча, а в ней спрятан клад. В кладе богатства несметные – русская речь самоцветная.
Вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки.
Учитель проводит третий конкурс, читает начало присказки, а команды по очереди заканчивают их.
Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).
Ни в сказке сказать… (ни пером описать).
Растет не по дням… (а по часам).
Что ты, молодец, не весел… (буйну голову повесил).
Красная девица. Итак, прошли мы все самое трудное. Царицу распотешили, знаниями утешили, сами ума-разума набрались, диковинками наигрались.
Добрый молодец. Хорошего понемногу, пора и в путь-дорогу.
Жюри подводит итоги игры, награждает команды.
В конце урока можно устроить чаепитие.