«В каждом человеке – СОЛНЦЕ,
Только дайте ему светить»
Сократ (сл.2)
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников как личности , связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
в о-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
в о-вторых , в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
в -третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
в -четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание», инициированной в 2001 году Первой леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой.
(сл. 3) «Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком» – эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание».
Прежде всего, необходимо определить, какой смысл несет в себе само понятие самопознание.
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но оно тогда имеет совершенно особые формы и содержание . Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы “обслуживать” его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание “духовного Я” – своих психических способностей, характера , нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта , который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: “каков я?”, “что во мне не так?”, “каким я должен быть?”. Именно в этом возрасте начинает формироваться “идеальное Я” – осознанный личный идеал. Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. Самосовершенствование очень довольно сложный процесс, имеющий множество граней. Порой эти грани настолько тонки, что без посторонней помощи развивающейся личности не обойтись. Такую помощь сполна оказывают педагоги общеобразовательных школ, преподающих предмет «Самопознание», то есть мы с вами.
(сл. 4)Предмет «Самопознание» – удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с
окружающим миром.
На уроках самопознания учащиеся ближе знакомятся с собственным « Я », учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения.
(сл. 5)Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.
Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.
Часто после уроков самопознания, глядя в открытые навстречу нам глаза, невольно думается о том, что жизнь продолжается, и, мы, учителя самопознания, мысленно благодарим природу за то, что она не позволяет нам черстветь душой, что она наделила многих людей такими прекрасными качествами, как доброта, бескорыстие, сострадание. Наверное, поэтому и существует на земле жизнь. Мы живем, пока чувствуем, любим и верим, пока наше сердце способно болеть за ближнего, а в наших душах не поселилось равнодушие. Вот такому отношению ко всему на земле, особенно к детям, и учит нас предмет «Самопознание». В образовательном процессе роль программы «Самопознание » велика. Она возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая её, по выражению О.Сулейменова, глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего. Сегодня стало очевидным, что программа нравственно – духовного образования «самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, работу с родителями, то есть все то, что воспитывает личность ребенка.
Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах.
(сл. 6) Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.
Закончить свое выступление я хочу словами Великой женщины Сары Алпыскызы Назарбаевой:
(сл.7 )« Бог дает нам шанс раскрыть себя, раскрыть свою божественную природу, природу человека быть настоящим человеком. Именно поэтому мы сейчас обучаем и обязаны обучить наших детей. Мир, счастье, любовь ко всему миру, – я желаю вам всего этого».
Ивановка орта мектебі
Ивановская средняя школа
Выступление на РМО
учителей самопознания
«Роль предмета «Самопознания» в становлении личности школьников»
Гринько Л.Н.- учитель самопознания
Ивановская средняя школа
2014 г