Цели: закрепить знания учащихся по теме; сформировать навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II .Повторение.
Проверка домашнего задания
Усвоению и закреплению знаний помогает подбор качественных и расчетных задач. В зависимости от уровня успеваемости класса учитель должен подбирать такие задачи, чтобы учащимся было интересно работать на уроке. Можно предложить следующие качественные задачи:
Вода может кипеть и при t = 100 °С и при t = 120 °С. Одинаковая ли для этих случаев удельная теплота парообразования? – Почему температура при конденсации остается постоянной? Ведь внутренняя энергия жидкости при данной температуре меньше, чем у пара.
– Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленней чем горячая вода в такой же чашке?
Удельная теплота парообразования воды значительно больше чем эфира. Почему же эфир, налитый на руку, вызывает гораздо более сильное ощущение холода?
III . Решение задач
Переходя к решению задач, нужно акцентировать внимание учеников на том, что обычно задачи на тепловые процессы более сложные, чем при рас чете величин в простых переходах вещества.
Например, парообразование при кипении начинается, если жидкость имеет температуру, равную /к. Но в общем случае вначале воду необходима нагреть до этой температуры.
Первые две задачи учитель может разобрать на доске сам, либо с помощью хорошо успевающего ученика, вызванного к доске.
Домашнее задание
Задачи из задачника