Тема урока: Учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. Доказательства исторического развития животного мира.
Цели урока: Обобщение знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть их роль в доказательстве эволюции животного мира, раскрыть понятия о наследственности, изменчивости и естественном отборе, как факторах эволюции.
Оборудование: Портрет Ч. Дарвина, книга «Происхождение видов путем . естественного отбора», таблицы «Строение зародышей различных позвоночных», «Тип Хордовые. Схема кровообращения позвоночных», «Схема строения головного мозга», «Ароморфозы в животном мире».
Ход урока
Организационный момент
Знакомство с новой темой
Что такое эволюция?
Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — необратимый процесс исторического изменения живого.
Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу. Религия утверждает, что вся Вселенная, Земля и все населяющие ее живые существа созданы богом и что растения, животные и человек существуют в неизмененном виде с момента божественного творения. До первой половины XIX века многие видные ученые поддерживали учение о сотворении и неизменяемости видов. Так, например, знаменитый шведский ученый XVIII века К. Линней (1707—1778) утверждал, что в природе существует столько видов растений и животных, «сколько произвел в начале мира всемогущий».
Однако наука постепенно накапливала факты, опровергающие учение о божественном сотворении и неизменяемости видов. Ученые начали понимать, что современные растения и животные являются «продуктом самой природы». Сложные организмы произошли от более простых в результате длительного исторического развития.
Основоположником научного объяснения — учения об историческом развитии органического мира — английский натуралист XIX века Чарльз Дарвин. Он не только привел многочисленные доказательства развития (эволюции) растительного и животного мира, но и объяснил причины этого развития.
Современная наука накопила много доказательств исторического развития животного мира. Эти доказательства относятся к различным отраслям знаний: практической селекции, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии животных и человека, палеонтологии, биогеографии и т.д. Рассмотрим доказательства исторического развития животного мира. Организуется работа в парах или малых группах. При изучении вопроса можно использовать карточки с информационным материалом или учебник под ред. М. А. Козлова (Биология: Животные, 7—8), § 82.
я группа. Палеонтологические сведения.
я группа. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
я группа. Эмбриологические доказательства эволюции.
После работы в группах и дальнейшего обсуждения учащиеся с помощью учителя формулируют вывод.
es Данные палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии позволяют установить сходство между отдельными группами животных, указывающее на их родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.
Раскроем основные положение эволюционного учения Дарвина.
О Используя материал учебника, § 80, стр. 236-237, ответьте на вопросы и выполните задания (1, 7) в тетради.
Дайте определения следующим понятиям: изменчивость, наследственность, естественный отбор.
Какова связь между этими тремя понятиями?
Каким путем шло образование двух видов клестов: клеста-сосновика и клеста-еловика? Чем эти клесты отличаются друг от друга (рис. 342)?
Почему на океанических островах встречаются насекомые с хорошо развитыми крыльями или бескрылые, но практически не встречаются формы с промежуточной дайной крыльев?
Какое свойство организмов определяет индивидуальные различия между особями одного вида?
Какое свойство организма определяет сходство родителей и потомства?
Выполните тест.
Разные виды организмов образуются из одного:
а) в разных условиях среды;
б) в одинаковых условиях;
в) в обоих случаях.
Возможная причина сохранения зеленых кузнечиков на зеленом лугу связана с тем, что:
а) птицы не едят зеленых кузнечиков;
б) птицы их не видят;
в) зеленые кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета.
Чем объяснить, что морской конек и рыба-пила одинаково хорошо при
способлены к жизни в морях?
а) наследственной изменчивостью и естественным отбором;
б) случайной приспособленностью;
в) ненаследственной изменчивостью.
Верблюжьей колючкой питаются верблюды, козы. Это доказывает, что
приспособления этого растения к среде:
а) бесполезны; б) вредны; в) относительны.
Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — в.
После самостоятельной работы учащихся учитель организует беседу (не проверяя пока результаты работы с заданием-вопросником).
Учитель кратко с помощью учащихся отмечает главные моменты.
& Главными свойствами живых организмов являются изменчивость и наследственность:
а) изменчивость — способность организмов изменяться. Может быть наследственной (связана с изменением в генетическом материале, а значит, изменения будут передаваться следующим поколениям) и ненаследственной (не связана с изменениями в генетическом материале, а значит, и передаваться по наследству изменения не будут);
б) наследственность — это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.
jsS Изменения, возникающие у особей, могут быть полезными, вредными и нейтральными. Полезные изменения приводят к победе в борьбе за существование, вредные — к гибели. И полезные, и вредные изменения передаются по наследству. jsS Борьба за существование — отношение организмов с условиями среды и с другими живыми особями. В ходе борьбы выживают те особи, которые обладают признаками, позволяющими им быть более «выигрышными» в определенных условиях среды. jss Естественный отбор — результат борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных особей, способных к размножению.
Ч. Дарвин считал естественный отбор движущей силой эволюции, под влиянием которого образуются новые виды. jsS Приспособленность организмов — совокупность морфофизиологических, поведенческих и др. особенностей особи, обеспечивающая выживание в определенных условиях среды. Возникает в результате действия естественного отбора. Приспосабливаемость всегда носит относительный характер, то есть способствует выживанию особей в одних условиях, но не спасает в других.
& Образование новых видов связано с различными условиями среды, в которых оказались предки этих видов. При видообразовании наблюдается расхождение ппичнякоп.