Приемы активизации нравственного развития школьников.

0
1100
программы

Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников.

Анализ противоречивых высказываний.

Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний.

Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям по нравственным проблемам. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуацию размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

Анализ проблемных вопросов

Одним из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующего потребностью и стремлением разрешить заключающегося в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например: организуя беседу с подростками о дружбе, можно включать следующие проблемные вопросы:

Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

Анализ нравственных проблемных ситуаций.

Наиболее интенсивно оценочная деяте6льностьразвертывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации взятые из книг, фильмов публицистики, близкие опыту у учащихся, а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей. Безусловно, необходима некоторая нейтральность используемого материала, недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков учеников, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы школьники выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. Предлагаемые для обсуждения ситуации должны быть истинно проблемными, неоднозначными, а не просто требующими оценки «хорошо» или «плохо». Проблемная ситуация может стать толчком к началу беседы, дискуссии по определенной нравственной теме.

Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:

Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями иакой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.

Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги.

Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать 15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла сподругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случивщемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую –то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

Почему надо держать данное слово?

Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?

В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

иметь отношение к реальной жизни учащихся;

быть по возможности простой для понимания;

быть не законченной;

включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.

Альтернативный выбор

Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора воспитанности, но и на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: детям предлагается ситуация (в письменном или устном виде) и варианты действий в данной ситуации. Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю. Он обобщает их, выделяет наиболее типичные ответы и анализирует вместе с детьми на следующем занятии.

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

предложу решить голосованием кто достоин получить билет;

предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

другое решение.

А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?

С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремление понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

«Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

«Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

«Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя»;

«Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.

Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей?

Приемы организации работы с нравственными понятиями

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.

Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.

Так, для того, чтобы дети смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» – «товарищество» – «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Например, по теме «Достоинство»

Разделить лист на две части.

1.Выстроить ряд близких по значению понятий. ( в левой части)

2 Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. ( в правой части)

3. Сравнить данные понятия

достоинство эгоизм

гордость гордыня

самоуважение высокомерие

самолюбие самовлюбленность

честь тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.

1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».

2. Прочитайте слова в группах, обсудите.