Цели: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; ознакомить учащихся с законами преломления света. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: преломление света; прохождение света через плоскопараллельную пластинку и призму.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение. Проверка знаний
В начале урока целесообразно провести письменную проверочную работу по теме «Изображение в плоском и сферическом зеркале».
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Явление преломления света.
2. Законы преломления света.
3. Абсолютный и относительный показатели преломления.
1. Ранее уже говорилось, что при падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
2. Используя демонстрационный эксперимент и чертеж (рис. 46), учитель формулирует законы преломления света;
а) луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред в точке падения;
б) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред есть величина постоянная, зависящая только от оптических свойств этих сред:
3. Показатель преломления вещества относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления.
IV . Решение задач
Домашнее задание
§ 67-68