Цель: объяснить особенности взаимодействия молекул поверхностного слоя. Дать понятие «поверхностное натяжение». Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II .Проверка домашнего задания .
Повторение изученного
1. Сформулируйте определение процесса плавания тел.
2. При каком условии происходит воздухоплавание?
3. При каких условиях тела плавают на поверхности?
III .Изучение нового материала
Эксперимент 1 Пускание мыльных пузырей.
Эксперимент 2 Плавание иглы на поверхности воды.
Эксперимент 3
Пробирку заполняют водой, прикрывают листком бумаги и перевертывают. При этом держат строго в вертикальном направлении, листок убирают. И вода не проливается. Почему?
Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что жидкость принимает такую форму, при которой ее свободная поверхность имеет наименьшую площадь. В своем стремлении сократиться поверхностная пленка придавала бы жидкости сферическую форму, если бы не притяжение к Земле. Чем меньше капля, тем большую роль играют силы поверхностного натяжения. Поэтому маленькие капельки росы близки по форме к шару, при свободном падении дождевые капли почти строго шарообразны.
Эксперимент 4
Опыт Плато. Происхождение сил поверхностного натяжения.
Молекулы жидкости, притягиваемые друг к другу силами межмолекулярного притяжения, стремятся сблизиться. Каждая молекула на поверхности притягивается остальными молекулами, находящимися внутри жидкости, и поэтому имеет тенденцию к погружению внутрь. Так как жидкость текуча, она принимает такую форму, при которой число молекул на поверхности минимально. А минимальную поверхность при данном объеме имеет шар. Площадь поверхности уменьшается и воспринимается как поверхностное натяжение.
Силу, которая действует вдоль поверхности жидкости перпендикулярно линии, ограничивающей эту поверхность, и стремится сократить ее до минимума, называют силой поверхностного натяжения.
Домашнее задание
§ 60-62