Цели: раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного отражения света; научить применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации; зеркальное и диффузное отражение света; изображение в плоском зеркале.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение.
Проверка знаний
Первые 10 минут урока целесообразно посвятить проверке качества усвоения материала. С этой целью можно провести письменную проверочную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями. Можно провести и комбинированную проверку – часть учеников работает по индивидуальным карточкам в то время как учитель проводит фронтальный опрос-беседу с остальными учащимися.
Для карточек можно предложить следующие разноуровневые задания:
Уровень 1
1. Покажите на чертеже углы падения и отражения света, Сформулируйте закон отражения света.
2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?
Уровень 2
1. При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?
2. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен углу между падающим лучом и отраженным. Чему равен угол падения?
Уровень 3
1. Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стены окрашены в темный цвет?
2. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили от 30° до 45°. Как изменится угол между падающим и отраженным лучом?
3. Справедлив ли закон отражения света в случае падения света на лист бумаги?
Уровень 4
I . В утренние и предвечерние часы отражение Солнца в спокойной воде ослепительно яркое, а в полдень его можно рассмотреть, не жмурясь. Объясните это явление.
2. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60°?
3. Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Плоское зеркало.
2. Изображение предмета в плоском зеркале.
3. Нахождение области видения предмета в плоском и сферическом зеркале зеркале.
1. Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом,
если падающий на нее пучок параллельных лучей после отражения остается параллельным.
Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обратить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину – светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отраженный пучок такой вершины не имеет).
2. Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника
света, называются изображениями этого источника света.
Изображение S – мнимое изображение . Термин «мнимое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не сходятся, и лишь свойство нашего глаза собирать на сетчатке расходящиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.
Легко доказать, что точки S и S , симметричны.
Следует подчеркнуть, что:
В плоском зеркале изображение предмета – мнимое, прямое, равное по размеру предмету – находится на таком же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом.
При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.
В заключение урока необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.
IV .Решение задач
Задача 1
Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью он приближается к своему изображению?
Задача 2
Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале? Если да, то как можно в этом убедиться?
Задача 3
На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно увидеть изображение люстры?
Домашнее задание
§ 65-66