Плоское зеркало. Сферические зеркала.

0
1500
физика

Цели: раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного от­ражения света; научить применять законы отражения для построения изо­бражения в плоском зеркале. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Демонстрации; зеркальное и диффузное отражение света; изображение в плоском зеркале.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение.

Проверка знаний

Первые 10 минут урока целесообразно посвятить проверке качества ус­воения материала. С этой целью можно провести письменную провероч­ную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями. Можно провести и комбинированную проверку – часть учеников работает по индивидуаль­ным карточкам в то время как учитель проводит фронтальный опрос-беседу с остальными учащимися.

Для карточек можно предложить следующие разноуровневые задания:

Уровень 1

1. Покажите на чертеже углы падения и отражения света, Сформули­руйте закон отражения света.

2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?

Уровень 2

1. При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?

2. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен углу между падающим лучом и отраженным. Чему равен угол падения?

Уровень 3

1. Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стены окрашены в темный цвет?

2. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили от 30° до 45°. Как изменится угол между падающим и отраженным лучом?

3. Справедлив ли закон отражения света в случае падения света на лист бумаги?

Уровень 4

I . В утренние и предвечерние часы отражение Солнца в спокойной во­де ослепительно яркое, а в полдень его можно рассмотреть, не жму­рясь. Объясните это явление.

2. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60°?

3. Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изо­бражение, если он будет наблюдать его стоя?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Плоское зеркало.

2. Изображение предмета в плоском зеркале.

3. Нахождение области видения предмета в плоском и сферическом зеркале зеркале.

1. Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом,

если падающий на нее пучок параллельных лучей после отражения остает­ся параллельным.

Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обра­тить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину – светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отражен­ный пучок такой вершины не имеет).

2. Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника

света, называются изображениями этого источника света.

Изображение S – мнимое изо­бражение . Термин «мни­мое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не схо­дятся, и лишь свойство нашего гла­за собирать на сетчатке расходя­щиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.

Легко доказать, что точки S и S , симметричны.

Следует подчеркнуть, что:

В плоском зеркале изображение предмета мнимое, прямое, равное по размеру предмету находится на таком же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом.

При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.

В заключение урока необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.

IV .Решение задач

Задача 1

Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоро­стью он приближается к своему изображению?

Задача 2

Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите се­бя в зеркале? Если да, то как можно в этом убедиться?

Задача 3

На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно уви­деть изображение люстры?

Домашнее задание

§ 65-66