Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 3. “Путешествие в страну самопознания”
Цель: пробуждать интерес к самопознанию.
Задачи:
- знакомить с тематическим содержанием предмета самопознание;
- развивать творческое воображение, любознательность, стремление к самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитывать такие качества, как взаимное доверие, взаимопомощь.
Ресурсы: тетрадь, карта страны Самопознания, аудиозапись песни «Песенка друзей» на слова С.Михалкова, три рисунка в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), в которых нужно дорисовать детали, бумажные макеты яблони с четырьмя большими яблоками.
Круг радости
– Сегодня мы начинаем подготовку к путешествию по стране Самопознания.
Мы будем изучать эту страну в течение всего учебного года. В дорогу мы возьмем с собой хорошее настроение, желание познавать неизведанное и, конечно, добрую песню.
Учитель предлагает всем встать в круг и спеть «Песенку друзей» на слова С.Михалкова.
Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
(Песню можно сопровождать танцевальным движениями.)
Беседа
– Давайте составим маршрут нашего путешествия по стране Самопознания.
- Вы знаете, что такое путешествие?
- Почему люди путешествуют?
- Вы когда-нибудь путешествовали? Где? С кем?
- Как вы думаете, что помогает путешественникам ориентироваться в незнакомой местности?
(Ответы учащихся).
– Правильно, карта. У нас тоже есть карта — это карта страны Самопознания.
На доске закреплена карта страны Самопознания, Она разделена на 4 части, название каждой соответствует название раздела предмета «Самопознание».
Во время рассказа учитель обозначает на карте маршрут предстоящего путешествия, обращая внимание учащихся на названия разделов.
– Мы намечаем маршрут, по которому пройдем, чтобы узнать много нового и интересного
- о нашей школе и ее традициях, о том, как строить дорые взаимоотношения в классе;
- о том, с чего начинается Родина; познакомимся с краем, где родились, живем и учимся;
- о том, что значит быть настоящим Человеком, будем говорить о хороших и плохих поступках людей;
– Мы научимся
- доброжелательному общению;
- бережному отношению к природе.
Задание в тетради
– Рассмотрите карту страны Самопознания. Алпамыс, Махаббат и верблюжонок Акбота отправляются
в путешествие вместе с нами. Соединив линией цифры по порядку, вы узнаете маршрут нашего путешествия.
Минутка тишины
– Сядьте удобнее, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Давайте посидим одну минуту в тишине.
Творческая деятельность «Волшебные яблоки»
Учитель прикрепляет на изображение волшебного сада Мудреца макет яблони, с четырьмя большими яблоками. Плоды сделаны таким образом, чтобы их можно было раскрыты Внутри яблок спрятаны звездочки с заданиями.
– Ребята! Дорога в страну Самопознания проходит через сад, в котором растет яблоня с волшебными плодами. Кто сорвет яблоко, тот узнает секреты великих путешественников.
Вы хотите узнать секреты путешественников? – На яблоне четыре яблока, и мы раскроем 4 главных секрета путешественников.
Один из учащихся срывает яблоко, оно раскрывается, и все видят звездочку, на которой написано задание 1.
1-е задание. Размышление над ситуацией
Для выполнения задания учащиеся делятся на группы.
– Послушайте истории, которые я вам расскажу. Они произошли с ребятами из нашей школы. Давайте обсудим, как правильно надо поступить в следующих ситуациях. Учитель предлагает такие ситуации:
А. Юра и Арман бежали по коридору. Навстречу шла учительница. Мальчики пробежали мимо, и лишь через некоторое время где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали.
– Как вы думаете, вежливо ли поступили ребята?
– Что им надо было сделать?
Б. Катя и Вика встретились после долгой разлуки. Они обрадовались неожиданной встрече и сразу стали делиться новостями. Вдруг Катя, увидев Надиру, поспешно прервала беседу, повернулась и ушла, не попрощавшись. А Вика растерянно глядела ей вслед.
– Как вы думаете, почему растерялась Вика?
(Учащиеся размышляют над ситуациями).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «вежливость» и раскрывает первый «секрет» путешественника — быть вежливым. Человек путешествует не один, вокруг много людей. Поэтому надо относиться ко всем вежливо, с уважением.
2-е задание. Разминка «Танцующий зоопарк»
Учитель включает музыку и предлагает учащимся потанцевать так, как это сделали бы слоны, змеи, сороконожки, бабочки…
(Учащиеся выполняют задание).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «радость» и говорит о втором «секрете» путешественника —умении радоваться. Во время путешествия возникает много трудностей. Главное — не унывать, чаще улыбаться — и все будет хорошо.
3-е задание. Упражнение «Осенняя палитра»
Учитель рассказывает о красоте осени.
— Наступила осень. Солнышко уже не так сильно согревает землю, желтеет трава, облетают с деревьев листочки, не слышно веселого пения птиц. Дни стоят теплые. И мы замечаем, что природа всегда красива, в любое время года. Как здорово в это время гулять в парке и любоваться осенним пейзажем!
Красота осеннего города привлекла художника. Он нарисовал картинки. Посмотрите на них внимательно, (учащиеся рассматривают рисунки).
– Что необычного вы заметили? (Ответы учащихся).
На доске цветным мелом учитель записывает слово «наблюдательность» и говорит о третьем «секрете» путешественника. Он заключается в умении быть внимательным и наблюдательным.
В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об этом своим друзьям и родным. Во время путешествия по стране Самопознания желательно делать записи и рисунки на специальных страничках «Для заметок» в тетради самопознания.
4-е задание. Игра «Волшебный круг»
Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам. Игра длится 4-5 минут.
В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.
– О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?
(Ответы учащихся).
– Правильно, в путешествии главное — помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.
На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие».
Обобщение
– Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями.
Давайте поаплодируем друг другу. Любое путешествие — это, прежде всего, узнавание нового, неизвестного, это знакомство с интересными людьми, это открытие того, что раньше было непонятным.
Цитата урока
– В одной из пословиц говорится: «Век живи – век учись».
Народная мудрость напоминает о том, что человек учится всю жизнь. Любознательность, стремление узнавать новое и интересное – очень важные качества человека.
Я надеюсь, что знания, полученные вами на уроках самопознания, будут очень полезны в жизни!
Домашнее задание
– Выполните вместе с взрослыми задание Великого Мудреца и прочитайте известную пословицу (задание 2 в тетради). Учитель объясняет учащимся, что, угадав народную пословицу, они узнают и цитату следующего урока. Ответ: «Мир освещается солнцем, а человек — знаниями».
Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Все встают в круг. Один ученик выходит в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятный день!», или «Спасибо за дружбу». Оба остаются в центре круга, держась за руки. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Когда присоединяется последний ученик, круг замыкается. Учащиеся крепко пожимают руки друг другу.