Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 27.
Распределение температуры воздуха
Тема: Распределение температуры воздуха.
Цели:
- Сформировать знания о закономерностях распределения температуры воздуха в Казахстане.
- Развивать умение составлять графики температуры.
- Воспитывать стремление к изучению родного края.
Метод обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.
Форма организации: разделение на разноуровневые группы.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение.
Оборудование:
- Физическая карта Казахстана.
- Климатические таблицы.
- Климатическая карта.
- Температурные графики.
- Стрелки с названиями постоянных ветров.
- Кружки с цифрами атмосферного давления.
- Красные и синие картонные кружки для построения температурного графика.
- Схема изменения температуры при подъёме в горы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Наш класс – единая команда, единая цепь, скрепленная знаниями. Каждый ученик – звено одной цепи. Прочность цепи – это прочность ваших знаний. Но насколько прочно скреплены звенья нашей цепи, мы сейчас выясним. Нет ли среди вас слабого звена? А кто является самым сильным звеном в классе? Это мы сейчас узнаем в ходе нашей игры «Слабое звено». Я буду задавать вопросы по пройденной на прошлом уроке теме «Давление воздуха и ветры», а так же по темам, пройденным ранее, а вы будете отвечать. После игры наш класс разделится на три группы. Набравшие наибольшее количество баллов займут места на первом ряду с табличкой «Сильное звено», набравшие наименьшее количество баллов, сядут на третий ряд с табличкой «Слабое звено», остальные сядут на второй ряд с табличкой «Среднее звено». В дальнейшем каждое звено будет получать задания по своим силам. Сильное звено будет получать более сложные задания, а слабое – полегче. Но если в ходе урока кто-то из учеников сможет проявить свои знания, то он будет иметь возможность перейти на более высокий уровень.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Как называется многолетний режим погоды, наблюдаемый в данной местности? (Климат)
- Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)
- Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)
- В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)
- Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)
- Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)
- Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)
- Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 – 100 дней)
- С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)
- Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)
- Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? ( Изобара)
- Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)
- В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)
- Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)
- Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)
- Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)
- Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)
- Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)
- Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)
- Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)
Итак, после нашего блиц опроса, каждый участник нашей игры занял определенное место. Сейчас мы проверим ваши всесторонние знания, и те, кто сможет проявить себя, показать свои знания, умения и навыки, имеет возможность перейти на более высокий уровень.
III. Всесторонняя проверка знаний.
Всем ученикам даются задания с разным уровнем сложности.
Первое задание. Показать на карте географические объекты.
- Для слабого звена: Каспийское море, озеро Балхаш, Аральское море, река Сырдарья, река Иртыш, город Астана, город Алматы, Сарыарка.
- Для среднего звена: горы Тянь-Шань, озеро Алаколь, Туранская низменность, Западно-Сибирская равнина, хребет Жунгарский Алатау, река Ишим, озеро Зайсан, горы Мугоджары, Тургайская ложбина, река Или.
- Для сильного звена: плато Устюрт, впадина Карагие, пик Талгар, Заилийский Алатау, Бетпак-Дала, Общий Сырт, Жунгарские ворота, Чу-Илийские горы, город Караганда, озеро Маркаколь, пески Большие Барсуки, Калбинский хребет, река Бухтарма, река Лепсы.
Второе задание: На карточках наклеена контурная карта Казахстана с цифрами возле географических объектов, названия которых нужно написать (рис.1-3).
Для слабого звена: на контурной карте обозначено цифрами пять легкоузнаваемых объекта.
Для среднего звена: обозначено цифрами семь объектов.
Для сильного звена: цифрами обозначено десять объектов
Третье задание: С помощью атласов определить географические координаты населенных пунктов.
Слабое звено: координаты города Астана.
Среднее звено: города Тараза.
Сильное звено: села Мойынкум.
Четвертое задание: Прикрепить стрелки, на которых написаны названия постоянных ветров Казахстана, к настенной карте с помощью английских булавок в нужном месте и в нужном направлении.
Слабое звено: Ветер сайкан.
Среднее звено: Арыстанды-Карабасский ветер.
Сильное звено: Мугоджарский ветер.
Пятое задание. Ученик из слабого звена прикрепляет к карте Казахстана бумажные кружки, на которых написаны цифры – показания атмосферного давления. Ученик среднего звена между эти кружками должен прикрепить стрелку, указывающую, в каком направлении будет дуть ветер (рис. 4). Ученик сильного звена должен объяснить причину этого явления.
Все эти задания позволяют почти одновременно задействовать весь класс и за сравнительно небольшой период времени выявить степень знаний и подготовленности всех учеников.
После этого этапа урока следует подсчитать количество набранных баллов и перевести учеников, показавших хорошие результаты, на более высокий уровень, после чего можно приступать к следующему этапу урока.
IV. Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока: « Распределение температуры воздуха на территории Казахстана, прикрепить температурные таблицы и графики, схему температурной инверсии и поставить перед учениками проблемный вопрос: считают ли они температурный режим благоприятным для земледелия?
V. Новая тема.
– Что влияет на температурный режим Казахстана? (Положение страны в умеренных широтах, количество поглощенной и отраженной радиации; атмосферная циркуляция и рельеф)
-Какой тип климата в Казахстане? (Резко континентальный)
-В чём проявляется резкая континентальность климата? (В больших суточных и годовых амплитудах).
Работа с учебником. Рассмотрите карты январских и июльских температур воздуха в учебниках: как изменяется температура по направлению с севера на юг? В горной местности? Можно с помощью изотерм января и июля определить: будет ли среднегодовая температура выше нуля на севере Казахстана или ниже? (Ученики с помощью карты приходят к выводу, что даже на севере республики среднегодовая температура положительная).
Да, действительно, на всей равнинно-низкогорной части Казахстана среднегодовая температура положительная. На севере + 0,4ºC, а на юге +13º C. Посмотрите по карте, какая среднемесячная температура на севере страны? (- 19 ºC). На юге? (- 1,5 ºC). Найдите на карте в атласе город Атбасар Акмолинской области – в окрестностях этого города отмечен температурный минимум: -57ºC.
С юго-запада на территорию республики проникают тёплые воздушные массы. Что можно наблюдать в это время? (Оттепели).
Зимой господствует сухой континентальный арктический умеренный воздух и сибирский антициклон.
В горах действуют свои закономерности. Что происходит при подъеме в горы с температурой воздуха? (Ученики дружно говорят, что при подъеме в горы температура воздуха понижается).
Дело в том, что летом, чем выше поднимаешься в горы, тем прохладнее становится, а вот зимой все происходит наоборот. Проблемный вопрос: Почему это происходит? Внизу, в котловинах и долинах температура воздуха ниже, чем в горах на склонах. Выше 1500 метров температура снова понижается. Это явление называется температурной инверсией (запишите этот новый термин в своих географических словариках.) На доске висит «Схема изменения температуры при подъёме в горы» в районе Медео, внимательно рассмотрите её и сравните изменение в январе.
VI. Закрепление материала.
На доске вывешен трафаретный график температур, рядом – таблица со среднемесячными температурными показателями различных городов Казахстана (рис.6). В коробочке находятся красные и синие картонные кружки, которые с помощью английских булавок необходимо приколоть к трафаретному графику согласно таблице (рис. 7). Синие кружки будут обозначать минусовую температуру, а красные – плюсовую. Ученик из сильного звена должен с помощью этих кружков выстроить температурных график города, указанного в таблице. Ученик из среднего звена должен рассчитать среднегодовую температуру этого города. Ученик из слабого звена должен определить амплитуду температур. Затем выходят следующие три ученика и выполняют те же действия, только с показаниями температур другого города.
Вывод урока:
Те из учеников, которые в начале урока высказали мнение, что температурный режим в Казахстане благоприятен для земледелия, оказались правы. Несмотря на резкие колебания как по сезонам года, так и в течение суток, несмотря на возможные ранние заморозки зимой и поздние – весной, в целом температура на территории нашей республике позволяет продуктивно заниматься земледелием, на юге нашей страны – выращивать такие теплолюбивые растения, как хлопок, рис, виноград, дыни. Но благоприятен ли для бесполивного земледелия режим осадков, мы узнаем с вами на следующем уроке.
VII. Домашнее задание.
Параграф № 23. На контурную карту Казахстана нанести январские (синим цветом) и июльские (красным) изотермы. В тетради построить температурный график города Тараза и определить амплитуду.
VIII. Подведение итогов урока.
Подсчитать общее количество баллов, набранное каждым учеником в течение всего урока, занести в таблицу, выставить оценки, отметить активность учеников при работе над новой темой.