Поурочные планы по географии для 10 класса (34 часа)

0
1690
литература

Список тем:

  1. Формирование политической карты мира.
    Государственный строй в различных странах мира.
  2. Типы стран мира и их группировка.
  3. Политическая география и геополитика.
  4. Численность и воспроизводство населения.
  5. Состав населения и его классификация.
  6. Мировая цивилизация и трудовые ресурсы. Размещение населения и миграция.
  7. Обобщение. Повторение.
  8. Контрольная работа.
  9. Человеческое общество и природные богатства.
  10. Земельные, водные и другие виды природных ресурсов.
  11. НТР и ее определяющие признаки. Пути развития техники и технологий.
  12. Факторы размещения производительных сил. Роль человека, изменение среды его обитания в системе общественного производства.
  13. Географическое разделение труда.
  14. Международная торговля.
  15. Практическая работа «Международные экономические связи».
  16. Контрольная работа.
  17. Формирование мирового хозяйства.
  1. География отраслей мирового хозяйства. Отрасли промышленности: ТЭК. Металлургия.
  2. Машиностроительная, химическая, лесная, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность.
  3. География сельского хозяйства.
  4. География транспорта.
  5. Место Казахстана в мировом хозяйстве.
  6. Практическая работа «Мировое хозяйство».
  7. Обобщение. Повторение.
  8. Контрольная работа.
  9. Причины появления глобальных проблем.
  10. Экологические проблемы.
  11. Демографические проблемы.
  12. Мировая продовольственная проблема.
  13. Энергетические и сырьевые проблемы. Проблема ликвидации отставания развивающихся стран.
  14. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса в мирных целях. Связи между глобальными проблемами.
  15. Обобщение. Повторение.
    Подготовка к контрольному тестированию.
  16. Контрольная работа.
  17. Повторение.

 

Пример разработки урока:

Урок 6.

Мировая цивилизация и трудовые ресурсы. Размещение населения и миграция.

Тема: Мировая цивилизация и трудовые ресурсы. Размещение населения и миграция.

Цели:

  1. Сформировать знания о демографических понятиях;
  2. Развивать умение работать с картой;
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный.
Форма организации: коллективная.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение.

Вид урока: проблемное обучение.

Оборудование: 1. Политическая карта мира. 2. Карта народов мира.

Ход урока.

I. Организационный момент: Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Население планеты (отображение этнического самосознания и культурно-бытовых различий разнообразных наций и народностей).
  2. Возрастной состав населения (первый тип воспроизводства – преобладают старики; второй тип – молодежь и дети; рассмотреть диаграмму 1 на стр. 41; высокоразвитые и развивающиеся страны; в сельской местности доля стариков в 1,5 раза выше, чем в городской по Казахстану из-за миграции в города; доля стариков 27,2%, детей 10,9%; прирост в Казахстане – переходного типа).
  3. Половой состав населения (в мире мужчин 50,4%, женщин 49,6%; в развитых странах мужчин умирает больше; в Казахстане мужчин 48%, женщин 52%; в Азии, Океании и Африки мужчин 51, женщин49%; в Зарубежной Европе мужчин 49%, женщин 51%; в России мужчин 47%).
  4. Этнический состав населения и его классификация (географическая классификация – группировка населения по территории; историко-географические регионы – районы, в которых проживают народы, имеющие много схожих черт в культурно-бытовой жизни, но отличающиеся происхождением и языками; рассмотреть карту народов мира – форзац учебника).
  5. Нация – самая высокая форма этнического объединения (на английском говорят более 50 государств; в Швейцарии 4 государственных языка; самая крупная языковая семья – индоевропейская; в мире 36 языковых семей, 6 тысяч языков; консолидация – возникновение относительно больших и развитых этнических групп, родственных друг другу; ассимиляция – «поглощение» большой развитой этнической группой малочисленной группы, так ассимилировало больше 50 народов; мононациональные и многонациональные государства; на территории Казахстана более 130 народов и народностей).
  6. Расовый состав населения (3 основные расы; европеоиды – 2 ветви – северная и южная, монголоиды – азиатские и американские, негроиды – африканская и австралийская ветвь; переходные типы – эфиопский, суданский; на юге Индии – веддоидный тип; смешанные типы – мулаты, самбо, метисы; европеоидов – 2, 2 млрд. человек – 42%; монголоидов 1 млрд. – 20%, негроидов – 400млн. человек – 7,5%; смешанные и переходные типы – 39%, составляют 1/3 населения).

III. Всесторонняя проверка знаний.

  1. Главной рекой США считается (Миссисипи).
  2. Вяжущие материалы в стройиндустрии (цемент).
  3. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма).
  4. Ведущее место в мировой торговле занимают (страны Западной Европы).
  5. «Пятым океаном» называют (атмосферу).
  6. Медный пояс Центральной Африки протянулся по территории (Заира и Замбии).
  7. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища).
  8. В 70-х годах под девизом «Земля только одна!» организуется помощь в чрезвычайных экологических ситуациях. Девиз выдвинут организацией (ООН).
  9. Какое из указанных производств является наукоёмким? (приборостроение).
  10. Развивающиеся страны в основном находятся в (Азии, Африке, Латинской Америке и Океании).
  11. На страны Азии приходится 9/10 мирового сбора (риса).
  12. Самая молодая религия (ислам).

IV. Подготовка к объяснению новой темы.

Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: Какие основные причины влияют на размещение населения и миграционные процессы?

V. Объяснение новой темы.

  1. Религиозный состав населения и география цивилизаций (мировые и национальные религии; самая многочисленная христианство – католицизм, православие, протестантство, исповедуют более 2 млрд. человек; самая молодая религия ислам – 1,5 млрд. человек; национальные религии: в Индии индуизм, в Японии синтоизм, в Китае конфуцианство и даосизм, иудаизм в Израиле; цивилизация – уровень общественного развития и материальной культуры (религия, язык, культура, обычаи, традиции и т. д.), достигнутый определенным общественным формированием; китайская цивилизация – 23%, исламская – 18%, индуизма – 17%, западно-европейская – 12%, негро-африканская – 11%, латино-американская – 10%, православная – 6%, японская – 2%, остальные – 2%; тюркская цивилизация объединяет 30 народов численностью 150 млн. человек; международная цивилизация «Тюрк-Сай»; с декабря 1995 г. Казахстан член организации «Исламская конференция»).
  2. География трудовых ресурсов (трудоспособное население – основные трудовые ресурсы, есть еще группа до трудоспособного возраста и перешедшие этот возраст, которые относятся к дополнительным трудовым ресурсам; возраст трудоспособности в Казахстане; экономически активное население – общее количество людей, привлеченных к труду и непроизводственной сфере, желающих трудиться, сюда входят и безработные; уровень безработицы в Казахстане 12,8%; схема:

Демографическая нагрузка – нет равенства между удельным весом трудоспособного и остального населения, в развивающихся странах показатель 1:1, в Японии 10:4, среднемировой 10:7).

  1. Охваченность населения трудом (экономические типы стран – аграрный, индустриальный, постиндустриальный).
  2. Размещение населения и плотность (средняя плотность 40 чел./км²; самая большая плотность населения в Бангладеш – 800 чел./км², в Республике Корея, Нидерландах, Японии, Индии, в Монако 15,5 тыс. чел./км²; 5 регионов с большой концентрацией населения – Восточная Азия, Южная Азия, Западная Европа, Великие озера и Атлантическое побережье Северной Америки).
  3. Городское и сельское население (городское население более половины всех жителей Земли; урбанизация; агломерация; мегалополис).
  4. Миграция населения (внешняя и внутренняя; эмиграция и иммиграция; добровольная и принудительная; сейчас местом миграций являются страны Западной Европы и Персидского залива; интеллектуальная миграция; реэмиграция, репатриация, сезонные миграции).

VI. Усвоение новой темы.

  1. Какие демографические проблемы характерны для экономически развитых государств в Западной Европе? (демографический кризис, приводящий к сокращению численности населения).
  2. Урбанизация – это (процесс роста городского населения).
  3. В Евразии первое место по площади занимает (Россия).

VII. Домашнее задание. § 7, 8, составить диаграмму мировых цивилизаций.

VIII. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.
Вывод:

Сегодня охваченность населения трудом рассматривается исходя из структуры промышленной революции. Большинство стран мира проводит миграционную политику, направленную на регуляцию и упорядочение механического передвижения населения, как внешнего, так и внутреннего.