Цели: ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред; дать сведения о законах, которым подчиняете это явление. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: отражение света; равенство углов при отражении зеркальной поверхности.
Ход урока
I . Организационный момент
II .Повторение.
Проверка знаний
Повторение изученного с одновременной проверкой качества усвоения материала учащимися можно провести в ходе фронтального опроса в зависимости от уровня подготовки класса учитель выбирает необходимые вопросы и задачи):
В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?
– Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источников света.
– Как доказать, что свет, в однородной среде распространяется прямолинейно?
– При каких условиях от предмета получается лишь полутень?
– Что больше – размеры самолета или его полной тени, когда он летит горизонтально в полдень над экватором?
– Что длится дольше – полное затмение Солнца или полное затмение Луны?
Как нужно держать карандаш над столом, чтобы получить резко очерченную тень, если источником света служит закрепленная у потолка лампа дневного света, имеющая форму длинной трубки?
– Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень всюду будет одинаково отчетлива?
В солнечный день высота тени от отвесно поставленной метровой линейки равна 50 см, а от дерева -6 м. Какова высота дерева?
– Человек проходит в стороне от висящего на некоторой высоте фонаря. Будет ли тень от его головы двигаться с постоянной скоростью, если человек идет прямолинейно и равномерно?
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Явления на границе раздела двух сред.
2. Явление отражения света.
3. Законы отражения света.
1. Объяснение нового материала необходимо начать с демонстрации явлений, происходящих на границе раздела двух сред, например, воздух-стекло. Учитель обращает внимание учеников на то, что при падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
Каждый пучок на рис. представлен центральным лучом:
S – падающий луч;
5 – отраженный луч;
S 2 – преломленный луч;
а-угол падения;
b – угол отражения;
у – угол преломления.
2. Далее на уроке рассматривается только отражение света. Различают диффузное и зеркальное отражение. Диффузно отражают шероховатые (матовые) поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны более или менее равномерно (каждая точка поверхности отражает свет только в «своем» направлении). Зеркально свет отражается от полированных поверхностей (свет отражается в строго определенном направлении). Для человека важны оба вида
отражения. В самом деле, трудно представить себе жизнь без зеркал. Однако представьте себе зеркальный экран в кинотеатре. Все ли зрители одинаково хорошо видят изображение на нем?
Приведите примеры диффузного и зеркального отражений. 3. Законы отражения света. На основании экспериментов можно сделать
выводы:
а) луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к отражающей поверхности в точке падения;
б) угол падения равен углу отражения.
Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.
Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина отражения не изменится; изменится при этом лишь направление лучей,
IV . Закрепление изученного
С целью закрепления материала можно рассмотреть решения ряда задач
по изученной теме:
– Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?
Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40°? На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10°. Каким будет угол между отраженными лучами?
– Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?
– Солнечные лучи падают под углом 60° к горизонту. Как нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, поясняющий ваше решение.
Домашнее задание
§ 64