Известно, что учащиеся младшего школьного возраста (7-10 лет) наиболее восприимчивы к изучению иностранного языка. Умение имитировать, любознательность от природы, потребность и желание в познании нового способствуют изучению иностранного языка. В процессе овладения учениками иностранного языка развиваются их интеллектуальные, речевые способности, а так же личностные качества: ценности, интересы и т.д. Помимо этого изучение иностранного языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет интернациональных слов.
На начальном этапе изучения иностранного языка, а конкретно английского языка возрастает роль чтения. Чтение является одним из основных средств обучения. Во-первых, чтение расширяет словарный запас ученика. Во-вторых, чтение является отправной точкой для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера. Чтение так же является одной из основных целей изучения, которая обогащает личность ученика.
Целями обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:
– формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
– развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
– обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
– освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и английском языках;
– приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке;
– формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
– развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
– приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Чтение – это наиболее реальная форма использования приобретенной в средней школе языковой компетенции. Его преимуществом является то, что для использования и развития навыков чтения не требуется никаких дополнительных условий.
Ученик будет читать по-английски только в том случае, если это для него не трудное занятие (иначе говоря, если у него развита техника чтения) и если это занятие интересно ему, доставляет удовольствие. А прийти к такому результату можно, лишь добиваясь его продуманно и планомерно с самого начала обучения иностранному языку.
Механизмы чтения на родном и на иностранном языке в чем-то сходны, а в чем-то расходятся. Человек, бегло читающий на родном языке, не каждое слово читает с начала до конца, он его угадывает по нескольким буквам. Угадывание знакомых слов происходит и при чтении текста на иностранном языке. Но прежде чем научиться ребенку читать на английском языке, нужно знать алфавит.
На начальном этапе обучению чтению я использую набор занимательных карточек с картинками, которые помогают детям усвоить алфавит, научиться читать английские слова, состоящие из букв, при помощи картинок. Карточки так же помогают преодолеть трудности в чтении английских слов, расширить лексический запас и способствуют запоминанию графического образа слова.
Это является одним из основных приемов при обучении иностранному языку в начальных классах. Использование карточек – это своего рода обучающая игра или игровое упражнение. С помощью обучающей игры легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке. Атмосфера радости, увлеченность, посильность заданий и увлекательность позволяют решить серьезные коммуникативные задачи.
Использование обучающих карточек на практике показывает высокую эффективность при обучении чтению на английском языке в начальной школе.
Список литературы:
Программы для общеобразовательных учреждений «Иностранные языки». – Москва «Просвещение», 2004.
Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006. – С.10-15.
Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Пособие для учителей России. – Oxford University Press, – 1997.
Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
Занимательные карточки «Car» (1 уровень). Т.Б. Клементьева. «Айрис-пресс», 2011.
Занимательные карточки «Pig» (2 уровень). Т.Б. Клементьева. «Айрис-пресс», 2011.
Занимательные карточки «Elephant» (4 уровень). Т.Б. Клементьева. «Айрис-пресс», 2011.
Занимательные карточки «Fat cat» (5 уровень). Т.Б. Клементьева. «Айрис-пресс», 2011.
Занимательные карточки «Actions» (6 уровень). Т.Б. Клементьева. «Айрис-пресс», 2011.