ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

0
589
математика

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Кто не знает,
в какую гавань он плывет, для того
нет попутного ветра.
Сенека

В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением, на первый план было выдвинуто становле-ние ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х гг. разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обтоятельств она не была внедрена в практику.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х гг. было воплощено в практике работы экспериментальных школ и разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. В их технологии обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения, как учащий себя индивид. Основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. :
Термин “развивающее обучение” обя-зан своим происхождением В.В.Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что для уяснения его современного значения требуется специальное исследование.
Понятие “развивающие обучение” может считаться содержательным обобщением (В.В.Давыдов). Его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основными психолого-педагогическими категориями раскрываются в ряде определений-обобщений.

Обобщение 1. Под развивающим обучением понимается новый способ (тип, эпоха) в педагогической практике и науке, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу, эпохе).

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Личность – динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).
Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Термит “формирование личности” употребляется как:
1) синоним “развития”, т.е. процесс внутреннего изменения личности;
2) синоним “воспитания”, “социализации”, т.е. Изменения под влиянием внешних факторов.
Свойства и закономерности процесса развития. Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (закономерностями) этого процесса являются следующие:
Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.
Биогенность: психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности.
Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности.
Психогенность: человек – саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.
Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.
Стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, проходя Стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.
Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).
Физический возраст определяет количественные и качественные возможности психического развития

Обобщение 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Физическое развитие ребенка весьма наглядно по генетической программе в виде роста размеров скелета, мышечной массы и пр. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоров, физически натренирован, вынослив.
Как же обстоит дело с психикой, с личностью? В. какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, а в какой – от естественного возрастного созревания? Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет границы потенциальных возможностей человека, а следовательно, цели и задачи внешних педагогических воздействий. Проблема представлена двумя крайними точками зрения. Первая (биологизаторская, картезианская) исходит из жесткой предопределенности развития наследственными или исходящими от Всевышнего факторами; вторая (социологизаторская, бихевиористская) все результаты развития приписывает влиянию среды.

СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозге внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение – это форма психического развития человека, необходимый элемент развития.
Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.
Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности человека.
Однако и здесь существуют две принципиально различных концепции.
Концепция обучаемого развития (Ж.Пиаже, З.Фрейд, ДДыои): ребенок проходит в своем развитии строго определен-ные возрастные стадии (дооперационные структуры – формальные операции – формальный интеллект), не зависящие от обучения. Обучение может только приспособиться к закону развития психики.
Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению-. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготскрго, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна” Д.Б.Элькомина, П.Я.Гальперина, Э.В.Ильенкова, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

Обобщение 3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.


РЕБЕНОК – СУБЪЕКТ СВОЕГО РАЗВИТИЯ

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие содержит все компоненты деятельности: целе-полагание, планирование ‘и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Только таким путем дости-гается развитие самостоятельности, положительной Я – концепции, нравственно-волевой сферы, происходит самореализация, самоизменение. Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы психического развития: традиционные для нашего века социологиза-торские и бирлогизаторские теории обучения уступают место способам, основанным на субъектных, психогенных факторах развития.

Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
Чрезвычайно важной, проблемой в этой гипотезе является мотивация деятельности ребенка-субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обучения разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности:
– технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов),
– на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко),
– на индивидуальный опыт личности (технология И.С.Якиманской),
– на творческие потребности (И.П.Волков, ГС.Альтшуллер, Б.М.Йеменский),
– на социальный инстинкт (И.П.Иванов).
Содержание развития
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Все группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – сфера эмоционально-нравственная;
СДП – сфера деятельностно-практическая
взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.
Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие.

Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей совокупности качеств личности.
РО=ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП
Зона ближайшего развития
Выготский писал: “Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития”. Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1 ) уровень актуального развития –