Общеразвивающая программа кружка «Вираж»

0
723
программы

Паспорт программы

Направленность: Спортивно-оздоровительную
Тип программы: модифицированная
Уровень освоения: общеразвивающий
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8-10 лет
Программа разработана в: 2013 году
Утверждена на педагогическом совете:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Вираж» имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Актуальность
С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение на улицах городов и посёлков. Бурный темп автомобилизации в последние годы, существенно повысил интенсивность дорожного движения, что, к сожалению, привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников.
Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов таких случаев. В течение последних нескольких лет в городе Новосибирске также отмечалось увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране очень актуальна. В ее решении принимают участие представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги и сами школьники. В сложившейся ситуации приоритетное значение в сфере обеспечения безопасности движения приобретает подготовка дисциплинированных участников дорожного движения, и начинать эту подготовку нужно с детского возраста.
Образовательная программа кружка «Вираж» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Учебные занятия имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Педагогическая целесообразность

Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на доро¬гах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге — сохранение жизни и здоровья детей.

Целеполагание.

Целью данной программы является:
создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения.
Задачи.
Образовательные:
• Изучение правил безопасного поведения на дорогах и применение их в жизни;
• Подготовка воспитанников к самостоятельным, эффективным и обоснованным действиям в условиях транспортной среды;
• Ознакомление с работой сотрудников органов внутренних дел,
историей ГИБДД, транспорта;
• Обучение элементам фигурного вождения велосипеда;
• Участие в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах городского, всероссийского масштабов;
Развивающие:
• Развитие внимательности, сосредоточенности, сообразительности,
творческих и мыслительных способностей детей;
Воспитательные:
• Формирование у ребят сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
• Организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорож¬ного движения.
Условия вхождения в программу
В кружке «Вираж» могут заниматься все желающие дети разных возрастов, начиная с 8 до 10 лет, согласно Сан.Пин. наполняемости учебных групп.
Организация деятельности
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 134 часов в год, 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Сроки реализации программы. Возраст обучающихся
Программа кружка «Вираж» рассчитана на 1 год обучения, для учащихся 2-4 классов (8-10 лет).

Особенности программы
Программа состоит из 5 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Практические знания способствуют развитию, обучению и воспитанию детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механического заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Ожидаемы результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы «Вираж» формируются следующие предметные умения:
• выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
• объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
• находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
• раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
• разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
• умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
• формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
• формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
• формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
• уважительное и внимательное отношение к другим участникам дорожного движения;
• принятие себя как добросовестного участника дорожного движения;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы, и умение сотрудничать с товарищами, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• формирование навыков спокойного, культурного, уверенного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
• самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
• устойчивое следование в поведении социальных норм;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющейся дорожной обстановке;
• навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, которые могут возникнуть между участниками дорожного движения;

применять на практике:
• знания правил безопасного поведения на дорогах, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;
• элементы фигурного вождения велосипеда;
• знания по ПДД, участвуя в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах школьного, городского, всероссийского масштабов;
• навыки: дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге;
• навыки организации и проведения игровых программ, массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорож¬ного движения.

Формы диагностирование результативности обучения

Текущее диагностирование результативности обучения проходит в 3 этапа:
в начале учебного года проводится начальный контроль знаний в виде тестов, опроса, викторин – помогает установить уровень имеющихся у детей знаний. Промежуточная аттестация обучающихся (участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, викторинах) и итоговая (за год) аттестация обучающихся (показывает уровень полученных знаний формой итогового контроля: проводится игра «Аукцион знаний» в виде тестов и анкетирования учащихся с целью самооценки навыков обучения. По итогам игры педагог планирует, на что нужно обратить внимание при обучении, какие формы работы дети используют наиболее плодотворно, какие нужно развивать.)
Контроль освоения материала происходит в течение всего периода обучения.
Учебный план на года

№ п/п Тема Всего часов

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2
2 Азбука дорожной безопасности 66
3 «Автоигротека» 24
4 Азбука велосипедиста 16
5 «Автоэрудит» 16
6 Азбука пропаганды ПДД 8
7 Итоговое занятие: игра «Аукцион знаний» 2
134
Базовый учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Всего часов Теорет. часов Практ. часов
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 2 –
2 Азбука дорожной безопасности 66 32 34
2.1 Дорожно – транспортные происшествия (ДТП) 2 2 –
2.3 Дорога. «Безопасный путь в школу» 6 2 4
2.4 Понятия и термины 8 2 6
2.5 Дорожные знаки и дорожная разметка 14 8 6
2.6 Движение и пешеход 10 5 5
2.7 Пешеход. Водитель. Пассажир 6 2 4
2.8 Регулирование дорожного движения 6 2 4
2.9 Транспорт. Населённый пункт, жилая зона 2 2 –
2.10 Остановочный и тормозной путь автомобиля 2 1 1
2.11 Сигналы водителей 2 2 –
2.12 Опасные ситуации. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах 6 2 4
2.13 Транспортная культура пешехода и водителя 2 2 –
3 «Автоигротека» 24 6 18
3.1 Введение в предмет. 2 2 –
3.2 Кроссворды, ребусы, загадки 6 2 4
3.3 Картотека автомобилей 2 2
3.4 Игры и игровые программы 10 0 10
3.5 Изготовление набора дорожных знаков и светофоров 4 – 4
4 Азбука велосипедиста 16 6 10
4.1 Устройство велосипеда 2 2 –
4.2 ПДД для велосипедистов 8 4 4
4.3 Техника вождения велосипеда 6 6
5 «Автоэрудит» 16 10 6
5.1 Из истории дорог, дорожных знаков и ПДД 2 2 –
5.2 Из истории светофора 2 2 –
5.3 Всё об автомобиле 6 2 4
5.4 Всё о велосипеде 4 2 2
5.5
ГАИ – ГИБДД 2 2 –
6 Азбука пропаганды ПДД 8 – 8
7 Итоговое занятие: игра «Аукцион знаний» 2 – 2
Итого: 134 56 78
Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Знакомство с программой первого года обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности при выполнении практических занятий. Учебные посо¬бия и литература, рекомендованные для освоения курса.
2. Азбука дорожной безопасности
2.1 Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)
Дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение пешеходами правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.
2.2 Дорога
«Безопасный путь в школу». Элементы городской и загородной дороги. Дороги с односторонним и двусторонним движением. Перекрёсток – место пересечения дорог. Виды перекрёстков. Железнодорожный переезд.
2.3 Понятия и термины
Дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, поребрик, пешеходные ограждения, перекрёсток, участник дорожного движения, пешеход, водитель, пассажир, транспорт, механическое транспортное средство, велосипед, автомагистраль, населённый пункт, разделительная полоса, тёмное время суток, недостаточная видимость, регулировщик.
2.4 Дорожные знаки и дорожная разметка
Группы дорожных знаков. Их значение для пешеходов и водителей. Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особого предписания, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Для каждой групп знаков – общие признаки, назначение, название. Дорожная разметка, ее назначение и виды. Основные линии дорожной разметки, их характеристики.
2.5 Движение и пешеход
Где должны ходить пешеходы в городе и загородом. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Правила движения пешеходов вдоль дороги. Где и как переходить через дорогу. Подземный и надземный пешеходный переход. Регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход. Переход дороги на перекрёстке. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. Действия пешехода при приближении транспортных средств со включённым проблесковым маячком и сиреной. Особенности перехода дороги с односторонним и двухсторонним движением, с узкой и широкой проезжей частью.
2.6 Пешеход. Пассажир. Водитель.
«Я-пешеход». Я-пассажир».Водитель. Обозначение места остановки общественного транспорта дорожными знаками и разметкой. Правила поведения на остановке. Правила поведения пассажиров в транспорте, при в ходе и выходе из него.
2.7 Регулирование дорожного движения
Светофор. Сигналы светофора и их значение Порядок размещения сигналов в светофоре. Типы светофоров. Регулировщик и его сигналы.
2.8 Населённый пункт, жилая зона
Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие начало и конец населённого пункта. Требования к движению в населённых пунктах и за его пределами. Жилая зона и знаки, обозначающие начало и конец жилой зоны. Требования к движению в жилой зоне. Преимущество пешеходов в жилой зоне. Дворовая территория.
2.9 Остановочный и тормозной путь автомобиля
Скорость движения и торможения автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.
2.10 Сигналы водителей
Звуковые сигналы транспорта. Световые сигналы транспорта при повороте, торможении, движении задним ходом.
2.11 Типичные опасные ситуации с пешеходами
Бытовые привычки и опасные ситуации на дороге, связанные с ними. Привычка оценивать обстановку без оглядки. Привычка выходить или выбегать из-за препятствия, мешающего обзору, не убедившись в безопасности. Привычка начинать движение или изменять его направление, не оглядевшись. Привычка двигаться бегом. Привычка бежать к интересующему человеку или объекту без всякой осмотрительности. Привычка совмещать движение с оживлённой беседой. Привычка оглядываться во время движения. Привычка сразу же поднимать оброненный предмет. Привычка двигаться назад, не глядя. Привычка двигаться к цели кратчайшим путём. Привычка пренебрегать осторожностью в тихом месте.
2.12. Транспортная культура пешехода и водителя.
Необходимость дружеского участия партнёров на дороге: быть готовым к ошибкам других, быть готовым оказать вовремя помощь.
3 «Автоигротека»
3.1 Введение в предмет.
Знакомство с целями и задачами раздела. Игры на концентрацию внимания, памяти , логического мышления.
3.2 Кроссворды, ребусы, загадки
Что такое кроссворд, ребус, чайнворд. Составление картотеки загадок по ПДД.
3.3 Картотека автомобилей
Составление картотеки автомобилей. Общественный транспорт. Грузовой автотранспорт. Внедорожники.
3.4 Игры и игровые программы по ПДД
Игры и игровые программы по ПДД для закрепления полученного материала.
3.5Изготовление набора дорожных знаков и светофоров
Изготовление набора дорожных знаков и светофоров для занятий с малышами.
4 Азбука велосипедиста
4.1 Устройство велосипеда
Устройство и оборудование велосипеда, требование к его техническому состоянию
4.2 ПДД для велосипедистов
С какого возраста разрешается движение по проезжей части. Расположение велосипедистов на проезжей части. Движение через перекрёстки, выполнение сигналов светофора и регулировщика. Перевозка на велосипеде грузов и пассажиров. Дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия», «Сужение дороги», «Двустороннее движение», «Велосипедная дорожка», «Движение запрещено», «Стоянка запрещена».
4.3 Техника вождения велосипеда
Техника езды по ровной и пересечённой местности. Техника фигурного вождения.
5 «Автоэрудит»
5.1 Из истории дорог, дорожных знаков и ПДД.
Где и когда появились первые дороги. Из чего делают дороги.
Предшественники дорожных знаков: камни, столбы, затёсы на деревьях, вешки из сучьев. Где и когда появились первые дорожные знаки.
5.2 Из истории светофора
Семафор – предшественник светофора. Первые светофоры. Первый электрический светофор.
5.3 Всё об автомобиле
Предшественники автомобилей. Механическая коляска И-П.Кулибина..
Из чего сделан автомобиль? Что такое автозавод? Кузов и его типы. Эмблемы автомобилей.
5.4 Всё о велосипеде
История создания велосипеда. Сооружение Эфима Михеевича Артамонова в 1800году. Деревянное двухколесное детище 1814года Карлав Фон Драйса. Спортивный велосипед-тандем. Самый длинный велосипед в мире. Современные велосипеды и их виды.
5.5ГАИ – ГИБДД
Структура ГАИ – ГИБДД и её роль в обеспечении дорожной безопасности всех
участников дорожного движения.
6.Азбука пропаганды ПДД
Раздача листовок, обращений к водителям и пешеходам в микрорайоне.
Методическое сопровождение программы
Материально- техническое оснащение.
Условия реализации программы.
1.Кабинет, проветриваемый и хорошо освещённый
2.Учебные столы – 15шт.
3.Шкаф для хранения рабочих материалов и инструментов-2шт.
4.Стол и стул для педагога
5.Мультимедийный проектор
6.Компьютер
7.Магнитофон
8.Фонотека (музыкальные диски по ПДД)
9. Набор дорожных знаков -2 шт.
10.Настольные и методические игры по ПДД
11.Обучающие компьютерные программы
Используемые дидактические материалы и реквизит
Дополнительные материалы:
• разрезной светофор -3экз.
• разрезные знаки -6шт.
• разрезные пословицы по ПДД -3экз
• сигнальные карточки (красный, желтый, зеленый) -3 экз.
• сигнальные карточки (№1, №2, №3)- 6 экз.
• удочки для игры «Авторыбалка»- 3шт
• рыбки для игры «Авторыбалка»-10 шт.
• сборник «Дорожный калейдоскоп» (подбор игр, загадок, ребусов, пословиц и т.д. по ПДД)
• сборник «Веселый перекресток» (подбор игровых программ по ПДД).

Приоритетные принципы:

• Системный подход. Данная программа рассматривается, как целостная система, состоящая из нескольких образовательных блоков, материал которых построен по принципу возрастания уровня сложности.
Связь обучения и воспитания с практикой. Включение в образовательный процесс различных игр, конкурсов, нестандартных форм занятий позволяет в достаточной мере его активизировать и наиболее эффективно связать его теоретическую и практическую часть. Игры помогают выработать алгоритм действий в сложных дорожных ситуациях, сформировать определённые личностные качества, необходимые для безопасной жизнедеятельности в дорожной среде.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру безопасного поведения в дорожной среде.
• Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, нарушение этих правил опасны для него самого и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самообразования. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления, регулируют своё поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Формы обучения:
• беседы;
• тестирование;
• настольные, подвижные, компьютерные игры;
• мультимедийные презентации;
• игровые программы;
• участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выступлениях, викторинах и др.

Воспитательная работа в объединении, работа с родителями.
Воспитание применительно к сфере дорожного движения – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Целью воспитания является сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к устойчивому порядку в дорожной культуре. Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и учащимися, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия и вовремя устраняет ошибки, ребенок быстрее научится безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Воспитательная работа с детьми проводится на каждом занятии во время воспитательных бесед, разбора различных дорожных ситуаций. Досуговые мероприятия являются непосредственной частью воспитательного процесса: творческие отчеты, игровые программы, праздники для малышей, выступления на родительских собраниях, с агитбригадой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, праздничные чаепития, экскурсии в парки отдыха, празднования дней рождений – всё это формирует чувство коллективизма, умение взаимодействовать в коллективе, дает социальную опору детям.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями младших школьников. Исследования показывают, что большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают Правила дорожного движения. Поэтому они испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Педагог должен разработать и до вести до сведения родителей ряд педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физического развития. Настроить родителей на желание взаимодействовать со школой. Важно дать установку, что совместная работа школы и семьи может быть успешной, если родители будут проявлять интерес к изучении ПДД и, находясь с младшими школьниками на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. Работа с родителями проводится не только на родительских собраниях, они активно привлекаются в качестве партнеров своих детей в широкий спектр профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсы, викторины, акции, праздники, совместное решение с детьми проблемных ситуации, ролевое их проигрывание и др.).

Литература
1. Володарсая В.Н., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 1 класса.- Свердловская обл., Камень – Уральский: Издательство «Калан», Издательство «Сократ»,1997.- 25 с.
2. Володарсая В.Н., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 2 класса.- Свердловская обл., Камень – Уральский: Издательство «Калан», Издательство «Сократ»,1997.- 33 с.
3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно – метод. пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.- 88 с.
4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общей редакцией В.А. Фёдорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.-80 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 1- 4 кл.: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, и задачах с картинками / авт. – сост.Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2005.- 104 с.
6. Максиняева В.Р. Занятие по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.-128 с.
7. Уроки Светофорика. Учебное пособие для учащихся 1 – го класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». М.: Российское педагогическое агентство,1997.- 34 с.
8. Экзаменационные (тематические задачи) для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категории «А и «В»/ Гр . – 96 с.
Список литературы для родителей и учащихся
9. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
11.Жульнев Н.Я. Правила и Безопасность дорожного движения для 1 – 4 кл.- М.: Издательство «Ливр»,1997.- 112 с.
12.Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
13.Михалков С. Бездельник Светофор.- М.: Издательство «Детская литература», 1987. 17 с.
14.Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Издательский Дом третий Мир, 2007. -48 с.
15.Экзаменационные (тематические задачи) для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категории «А и «В»/ Гр . – 96 с.