Дата: 27.02.2013 № урока 45 Предмет: познание мира.
Тема урока: Насекомые весной. Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
учить рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.;
способствовать развитию речи, умения описывать насекомых
учить работать в группах.;
обогащать и расширять словарный запас;
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Психодогический настрой.
Повторение изученного.
– Какое время года наступило? (Весна).
– Какие изменения происходят с наступлением весны?
Солнце сильнее греет, длиннее становится день, стало теплее, оттаивает почва, осадки в виде дождя, прилетают птицы, просыпаются животные после зимнего покоя
Работа по новой теме урока.
Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же мы встретим первым?
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел! (Бабочка)
-Как вы думаете, к какой группе животных относится бабочка? (К насекомым).
-Сегодня мы с вами будем говорить о жизни насекомых весной.
-Насекомые – самая многочисленная группа животных. Зоологам известно уже более 1 млн. видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых. Одних только бабочек насчитывается более 110 000 особей.
-Посмотрите, как выглядит бабочка. С чем поэт сравнил крылья бабочки? ( С цветком)
– Какие крылья у бабочки? ( Яркие, воздушные, легкие, большие).
-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
-Послушайте загадку о том, кто прилетел к бабочке в гости.
На лужайке, на ромашке
Он летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
-Что это за насекомое? (Жук)
-Посмотрите на жука. Сколько ножек у насекомого? (Шесть).
– А есть ли у жука крылья? Какие они? (Верхние-жесткие, нижние – тонкие, прозрачные).
-А сейчас закройте глазки, к нам еще кто-то летит в гости…
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. ( Пчела)
-А какой звук произносит пчела? (З-з-з)
-Ребята, а есть ли у пчелы крылья? Какие? Сколько ножек? Посчитайте.
-Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.
-Нам встречается новое животное.
-Кто же это? (Паук).
-Этот паучок гуляет по траве. А где еще можно встретить паучков и больших пауков?
-Как называется их домик? (Гнездо из нитей паутины).
-А пауки летают? Почему нет? (У них нет крыльев).
-А что вы можете сказать о количестве ног? (Восемь).
-Верно, поэтому пауки не относятся к насекомым!
-Отгадайте еще загадку:
Ростом мал, но работящий!
Он – охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)
-Почему они так быстро бегают? (У них 6 ножек, как и у других насекомых).
А как называется их домик? (Муравейник).
-Послушайте, о ком я говорю?
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
-Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (длинные)
-Ребята, бабочки, пчелы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые.
Летит-гудит,
Сядет-молчит. (Шмель)
Работа по учебнику стр. 95-97
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Закрепление изученного материала.
Мы сегодня говорили о насекомых, назовите их.
Все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и, кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Работа в дневнике наблюдения.
Домашнее задание
Стр. 95-97 читать, перессказывать. Ответить на вопросы.
Итог урока
-Назовите отличительные особенности насекомых от других животных?
-Как передвигаются насекомые?
-Что показалось самым интересным на уроке? И что нового узнали для себя?
-Сегодня на уроке мы узнали: кто такие насекомые, где они живут? Нужны ли эти маленькие существа на Земле?