Многоклеточные животные. Клетка, ткань, орган, система органов.
Цель урока. Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения
многоклеточных организмов.
Развив. Развивать теоретическое мышление, обеспечивая усвоение
логических методов и приемов.
Воспит. Воспитывать ответственность за изучаемый материал. Методы активизации мыслительной деятельности. Орг. Момент. План урока. Основная часть.
Немецкий ученый Шванн сформулировал клеточную теорию (1838г.) Обобщив знания о клетке он показал, что клетка – основная единица всех живых организмов. Клетки животных и растений сходны по своему строению.
Каждая клетка сходна по строению с одноклеточным организмом. Но в многоклеточном организме клетки объединяются в особые группы, которые выполняют определенные функции.
КОСТНЫЕ КЛЕТКИ – содержат минеральные соли и придают прочность. Снаружи клетка покрыта МЕМБРАНОЙ(оболочкой). Функция: Регулирует поступление и выделение продуктов обмена веществ.
ЯДРО – покрыто ядерной мембраной заполнено кариоплазмой(ядерным соком) Функция: контроль и регуляция функций клетки. Хромосомы носители наследственной информации.
МИТОХОНДРИИ – органоиды в виде зернышка или нитей.
Функция: «Силовые станции» организма. Расщепление сложных органических
веществ(белков, жиров, углеводов)
Клетки образуют ткани.
ТКАНЬ – группа клеток имеющих свою величину, форму и выполняющая определенную функцию.
4 вида:
эпителиальная
соединительная
мышечная
нервная
Виды тканей |
Строение и функции тканей.
эпителиальные |
Покровная, выстилающая. Наружный покров тела, внутренняя
поверхность полых органов. Предохраняет от повреждений,
бактерий, высыхания.
Пищеварительная система –выстилает внутреннюю полость,
хорошо проводит воду и питательные вещества, выводит
продукты обмена веществ. Реснички – задерживают пылинки
(рис 70)
хитин – роговой покров животных
образует целые органы, они выделяют вещества. Гидра – пищеварительный сок. Млекопитающие – молоко
Соединительная хрящиОбразует кости, хрящи, сухожилия, кровь.
Костная ткань – самая прочная, пронизана минеральными солями. Хрящевая ткань – твердая, но гибкая, придает прочность соединениям.
Кровяная и лимфатическая ткани – приносит кислород, связывает органы.
Мышечная ткань
Нервная
поперечно-поласатые мышцы
гладкие мышцы
сердечная мышца. Приводит в движении
Состоит из клеток нейронов (тело и короткие, длинные отростки).
Аксон(длинный отросток).
Дендрит (короткий отросток).
Нервные импульсы передаются по аксону к органам, а на
дендриты передаются к телу клетки.
Они не образуются во взрослом состоянии, а только в
младенчестве.
Клетки многоклеточных организмов объединяются в органы по строению и функциям. Сердце, артерии, вены – кровеносная система. Сердце – мышечная, волокнистая, соединительная, нервная ткань. Ткань – клеток. Все органы работают в тесной связи, Поражение сердечной мышцы – нарушение кровеносной системы – нарушение доставки кислорода, питательных веществ – ухудшение обмена веществ. |
СИТЕМЫ ОРГАНОВ.
Пищеварительная
Дыхательная
Кровеносная
Опорно – двигательная
Покровная
Выделительная
Железы внутренней секреции
Органы чувств
Функции организма в целом можно понять только изучив строение и процессы в отдельности для клетки, ткани, системы органов.
Методы контроля знаний.
Сравните строение растительной и животной клетки на рис 69 (1,2)
Заполнение таблицы
Итоговый контроль, анализ урока. ДЗ П. 33