Методика работы с текстом
Указания для отбора рассказов
При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.
Рассказ должен быть подобран к теме урока.
Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую – то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.
Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.
Приемы работы над рассказом
Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с учениками, наблюдать за их реакцией.
Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.
Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено учениками.
Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.
При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая – то история не обострила их переживания.
Рекомендации:
1. Перед чтением рассказа необходимо использовать
исторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.
Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.
Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста
Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.
«Вы когда – нибудь произносили ложь? Кто – нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?
Рассказ и минутка молчания
Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.
Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда учащимся предлагается мысленно пожелать чего – нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.
Рассказ и групповое пение
Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.
Рассказ и групповая деятельность
Групповое обсуждение проводится с целью:
– создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;
– поощрять учеников находить собственные ответы;
– способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);
– обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;
– создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;
способствовать терпимости и доброте;
– использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.
Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:
Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.
Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.
Вопросы – определения: объяснить значение утверждения.
Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.
Вопросы между учениками: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ученику.
Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….
Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.
Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»
Рисование на тему рассказа.
Нарисовать героя произведения.
Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.
Нарисовать сценку из рассказа.
Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.
Рассказ и ролевая игра
1.Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.
2.Поделить класс на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.
3.Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.
4.Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.
5.Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.
6.Подготовить ролевые игры по проблемным темам.
Ролевая игра может быть представлена в разных формах:
1.Телеинтервью.
Пародия.
Песня с движениями.
Пантомима.
Радиоигра.
Спектакль с участием героев в масках.
Драма с исполнением танцев.
Пресс – конференция.
Психологическая драма.
Символическая презентация.
После исполнения обязательно попросить учеников выйти из роли, а для этого ученики образуют группы по два – три человека и говорят, что они лишь исполняли определенные роли. Далее учитель проводит обсуждение, где участники говорят об увиденном, о героях и их отношении к тому или иному событию, ситуации, поступку. Оценивание: «Были ли в вашей жизни такие поступки? Какие конкретно шаги вы предприняли? Как бы вы начали ваш план, где, когда? Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?».
Методические приемы работы над текстом:
– создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;
– запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;
– сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;
– написать сценарий фильма по рассказу;
– создать газету и детям предлагать писать статьи;
– сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать разлитчные сцены из рассказов;
– нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;
– рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;
– напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;
– расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;
– использовать диапроектор для показа картинок во время рассказа.