Методика работы с текстом

0
669
программы

Методика работы с текстом

Указания для отбора рассказов

При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.

Рассказ должен быть подобран к теме урока.

Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую – то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.

Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.

Приемы работы над рассказом

Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с учениками, наблюдать за их реакцией.

Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.

Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено учениками.

Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.

При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая – то история не обострила их переживания.

Рекомендации:

1. Перед чтением рассказа необходимо использовать

исторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.

Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.

Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста

Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.

«Вы когда – нибудь произносили ложь? Кто – нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?

Рассказ и минутка молчания

Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.

Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда учащимся предлагается мысленно пожелать чего – нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.

Рассказ и групповое пение

Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.

Рассказ и групповая деятельность

Групповое обсуждение проводится с целью:

создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;

– поощрять учеников находить собственные ответы;

– способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);

– обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;

– создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;

способствовать терпимости и доброте;

– использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.

Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:

Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.

Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.

Вопросы – определения: объяснить значение утверждения.

Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.

Вопросы между учениками: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ученику.

Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….

Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.

Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»

Рисование на тему рассказа.

Нарисовать героя произведения.

Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.

Нарисовать сценку из рассказа.

Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.

Рассказ и ролевая игра

1.Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.

2.Поделить класс на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.

3.Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.

4.Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.

5.Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.

6.Подготовить ролевые игры по проблемным темам.

Ролевая игра может быть представлена в разных формах:

1.Телеинтервью.

Пародия.

Песня с движениями.

Пантомима.

Радиоигра.

Спектакль с участием героев в масках.

Драма с исполнением танцев.

Пресс – конференция.

Психологическая драма.

Символическая презентация.

После исполнения обязательно попросить учеников выйти из роли, а для этого ученики образуют группы по два – три человека и говорят, что они лишь исполняли определенные роли. Далее учитель проводит обсуждение, где участники говорят об увиденном, о героях и их отношении к тому или иному событию, ситуации, поступку. Оценивание: «Были ли в вашей жизни такие поступки? Какие конкретно шаги вы предприняли? Как бы вы начали ваш план, где, когда? Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?».

Методические приемы работы над текстом:

– создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;

– запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;

– сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;

– написать сценарий фильма по рассказу;

– создать газету и детям предлагать писать статьи;

– сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать разлитчные сцены из рассказов;

– нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;

– рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;

– напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;

– расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;

– использовать диапроектор для показа картинок во время рассказа.