Литературное чтение 2 класс. Тема: Юрий Яковлевич Яковлев «Белые журавлики»

0
121
физика

ЦЕЛЬ: познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с историческим событием;

ЗАДАЧИ:

формировать навык выборочного, осознанного чтения;

Развивать устную речь учащихся;

Развивать мышление и пространственное воображение, навык конструирования;

Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.

Воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;

Воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.

Оборудование: Средства ТСО, компьютер, презентация, учебник литературного чтения для 2 класса, наглядное пособие, раздаточный материал.

Оформление классной доски: Рисунки планеты Земля, атомного взрыва, белые журавлики.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы-вы-вы –будем все мы вежливы
Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!»
Ас-ус-ос –я не буду вешать нос.

– Каким бы вы хотели видеть наш урок?

– Как мы должны работать на уроке?

– Сегодня у нас интересная тема, но сначала проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом?

– Мотивационный настрой.

-Ребята, любите ли вы читать?

-Чему учат нас уроки чтения?

II. Целеполагание.

– Сегодня на уроке мы поделимся впечатлениями о прочитанном рассказе, постараемся понять, что такое доброта, отзывчивость, мир на земле? Как стать необходимым людям? Научимся сопереживать и сочувствовать.

– Название произведения вы узнаете, если разгадаете анаграмму

III. Знакомство с биографией автора Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.

Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов. Основные темы произведений: жизнь школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие. Автор сценариев игровых и анимационных фильмов:

1969 «Умка»

1970 «Умка ищет друга»

1972 «Зимородок»

1973 «Был настоящим трубачом»

Верный дружбан Санчо

III. Предсказание по ключевым словам.

Прочитайте слова.

В течение 2 минут составьте свой вариант рассказа:

Хиросима, атомный взрыв, девочка, белые журавлики.

-Хотите узнать, что было на самом деле?

IV. Знакомство с произведением

– События описанные в рассказе основаны на реальной истории одной маленькой японской девочки, пострадавшей от атомного взрыва.

6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света. Который буквально стер с лица земли город Хиросиму, а через несколько дней и город Нагасаки.

Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умерли мгновенно, их тела обратились в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе.

Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч.

– Перед чтением произведения предлагаю вам прослушать стихотворение Ю.Я. Яковлева в исполнении Герр Наташи

– Я буду читать, а вы подумайте:

– Какое несчастье принес взрыв?

Чтение произведения учителем.

– Какое несчастье принес взрыв?

– Почему так названо произведение?

– Понравилось вам это произведение?

– Изменилось ли у вас настроение после прослушивание текста? Почему?

– К какому жанру можно отнести это произведение?

Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.

Сказка – это занимательный рассказ о волшебных историях, выдумка о том, чего не бывает.

Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ.

– IV. Отдых.

– Чтобы лучше прочувствовать смысл произведения я предлагаю прослушать музыку к ней, представить образ Девочки и события рассказа:

V. Работа над текстом.

Выборочное чтение, сравнение

– Найдите в тексте и прочитайте, описание взрыва.

– А вот как художник изобразил атомный взрыв, похоже?

Работа в группах

Задание № 1 «Сравнение»

Возьмите карточку № 1

Посмотрите на таблицу, в ней 2 колонки ДО ВЗРЫВА и ПОСЛЕ ВЗРЫВА.

Вам необходимо, вписать как выглядели дома, природа, город. До взрыва и после. Что изменилось.

2) Стратегия «Диаграмма Венна»

1 группа

– Впишите описание девочки

2 группа

– Впишите описание болезни

3 группа

– Впишите, что объединяет девочку и болезнь

Стратегия Слова – магниты

1 группа.

– Какие слова можно отнести к характеристике только “Девочке Сасаки”?

– Подчеркните их.

2 группа.

– Какие слова можно отнести к характеристике только “Взрыв”? Подчеркните их.

3 группа.

– Какие слова объединяют и Девочку и Взрыв?

– Подчеркните их.

Самостоятельная работа

1 группа

– Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос:
«Что нужно было сделать Сасаки, чтобы остаться Жить?»

…Однажды ей приснился сон, что она останется жить, если сделает тысячу бумажных журавликов…

2 группа

– Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос:
«Что стали делать дети, чтобы помочь Сасаки?»

….Они решили помочь своей маленькой подруге. Дети стали делать белых журавликов и приносить из в больницу. ..

3 группа

– Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос:
«Почему белые журавлики не в силах победить болезнь?»

….Белые журавлики не в силах победить болезнь. Своими слабыми крыльями они не могли заслонить Сасаки от смерти…

Все вместе

– Подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопрос:
«Что делают люди, когда проходят мимо памятника Сасаки?»

….Когда люди проходят мимо памятника, они останавливаются, снимают шляпы, и несколько секунд проводят в молчании…

– Для чего люди так поступают

– давайте и мы тоже, напишем свои пожелания миру, на крыльях белых журавликов.

– Какова главная мысль рассказа?


Итогом нашей работы будет написание ’’Синквейна” (пятистишия)

к слову ”Мир” , ”Девочка”, ”Война”

VI. Итог. Рефлексия

– О каком событии мы сегодня говорили?

– Чему научил нас рассказ?

– Чем вам запомнился урок?

– Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть счастливым? Чтобы не было несчастий?

– Кто считает, что сегодня работал лучше, чем всегда? Оцените себя.

Домашнее задание.

Прочитать рассказ.

Разделить на части. Составить план.

Пересказать.

Интересным, познавательным

Дружно, внимательно, активно

Подготовить пословицы и поговорки о мире и дружбе.

Доброте, бережном отношении к природе, людям

2 слайд

Ответы детей «Белые журавлики»

3 слайд когда ответят

4 слайд

5 слайд

6 Слайд

Ответы учащихся

да

7 слайд

На доске дата, Хиросима, атомная бомба, прикрепить на магниты

Благородство, совесть, милосердие, бескорыстие, любовь, доброта, сострадание, сердце, дружба, великодушие, счастье

8 Слайд

9 – 15 слайды

16 – 17 слайды

Разрушены дома, город, замертво падают люди

18 слайд

Ответы 2-3 человека

рассказ

1 9 слайд

Слушание музыки

20 слайд

ответы детей

21 слайд

22 слайд проверка

23 слайд

Маленькая и слабая

Большая и сильная

Атомный взрыв

24 слайд Проверка

25 слайд Проверка

26 слайд проверка

27 Слайд проверка

28 слайд проверка

2 9 слайд проверка

30 слайд Проверка

31 слайд

Отдают дань памяти девочке

32 слайд

Письмо пожеланий под музыку

36 слайд

Фишки.

35 слайд

Стихотворение учителя. 2мин

Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, траве в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады…

Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!

“Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и черным силам…

Должна трава зеленой быть, а небо синим-синим!

Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,

На замечательной земле нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!

Карточка № 1

Найди в тексте описание и впиши, какими были дома, люди, цветы, город до взрыва и после взрыва

ДО ВЗРЫВА

ПОСЛЕ ВЗРЫВА

Дома

Люди

Цветы

Город

__________________________________________________

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь