Название игры |
«Лавка талисманов» |
|
Тип игры |
диагностика |
|
Тематика игры |
построение команды, мотивация, распределение ролей в команде |
|
В игре участвуют |
группа полностью |
|
Размер группы |
20 и более (оптимально — не более 30 человек) |
|
Длительность |
20-60 минут (в зависимости от размеров группы) |
|
Подручные материалы |
2 листа ватмана, маркеры |
|
Правила проведения игры |
Тренер обращается к группе участников со следующей речью: «Вашему городу сегодня особенно повезло — в него приехала лавка уникальных древних талисманов. Сотни лет я являюсь продавцом этой лавки и сейчас расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести в ней». Далее тренер рисует на ватмане символы (либо использует заготовку) и поясняет их значение (лучше выучить, а не читать по бумажке) — см. «Вспомогательные материалы». «Но у нашей лавки особые правила: один человек может приобрести для себя только один талисман — самый нужный. Не беспокойтесь, один и тот же талисман могут выбрать несколько человек — хватит на всех». Тренер дает участникам минуту-две подумать и предлагает каждому озвучить свой выбор. Лучше всего на отдельной заготовке нарисовать таблицу из трех столбцов. Столбец 1 — имя участника, 2 — выбранный символ. Столбец 3 не заполняется, пока все участники не сделают свой выбор. «Как вы сами понимаете, если бы я отдавал мои товары всегда бесплатно, тоя бы давно разорился. Бизнес есть бизнес. Но у меня особые правила, так же как и товар не простой. За каждый талисман вы должны заплатить своим лучшим умением — что вы умеете делать лучше всего?». Здесь для участников следует особо подчеркнуть, что расплатившись за талисман, они не лишатся своего качества, а лишь научат/одарят им и торговца. Тренер-«торговец» решает, принимает или не принимает ли он в качестве оплаты то или иное умение: «лучше всех составлять пресс-релизы», «дар убедить в разговоре любого человека» и т.д. Следует ориентироваться на тематику тренинга, решая, имеет ли умение отношение к теме, для которой делается тестирование. Умения, принятые в качестве оплаты, записываются в третью колонку таблицы. |
|
Интерпретация результатов |
Интерпретация символов для тренера (символы можно добавлять): «Золотая монета с изображением солнца»: мотивация — материальная. «Серебряная ладонь»: мотивация — отношения в коллективе. «Алмазная лестница»: мотивация — карьерный рост. «Изумрудная книга»: мотивация — профессиональный рост. «Рубиновый факел»: мотивация — самореализация, отсутствие рутины. «Платиновые часы»: мотивация — гибкий график работы. |
|
Возможные варианты игры |
Игру можно использовать для определения потребностей в обучении, присвоив талисманам право наделять владельца тем или иным навыком (например, при планировании публичных акций — «способность оформлять тексты» и т.д.), тем самым вы получите информацию, какую работу человек готов выполнять при условии, если его дополнительно обучат. «Оплата» талисмана в данном случае также может быть учтена при планировании, если вы попросите расплатиться умением, которое имеет отношение к связям с общественностью. Это то, чему не надо учить — человек и так уже это прекрасно умеет и готов этим «платить». В принципе, игру (ее символы) можно адаптировать к любой тематике. Пример: «Роли в команде» В качестве «оплаты» принимаются умения и навыки, полезные при командной работе. |
|
«Стрела в цель» — помогает не отклоняться от главной цели при работе в команде (Лидер Задания). |
||
«Улыбчивый ангел» — помогает вовлекать в дискуссию и принятие решений всех и каждого члена команды (Эмоциональный Лидер). |
||
«Ежик» — помогает не забыть о необходимости критического взгляда на идеи и действия, найти вовремя уязвимые места (Оппозиционер). |
||
«Открытая книга» — дает возможность снабжать команду необходимой информацией: как фактами, так и оценками (Снабжающий Информацией). |
||
«Викинг» — помогает моментально разрядить обстановку, переключить внимание (Разряжающий Обстановку). |
||
Рекомендации для ведущего |
Если участник отказывается напрямую выбрать тот или иной символ — не давите, для вас это сигнал отдельно поработать с сотрудником. Нельзя позволять выбирать более одного талисмана сразу, как бы ни хотелось, человек должен сделать окончательный выбор, иначе картина будет смазанной. Игра для большой группы может занять слишком много времени. При планиовании больших мероприятий и использовании игры для выбора наиболее эффективных умений сотрудников лучше разделить на несколько групп по 15-20 человек. Можно заранее сделать из плотного картона нужные символы. Но вам придется сделать каждый символ в количестве, равном числу частников игры, так как один символ может выбрать почти вся группа (бывали прецеденты J ). Когда участник «расплатился» умением, ему вручается выбранный им символ. |
|
Вопросы для обсуждения результатов с группой |
При обучении группы менеджеров с помощью этой игры можно продемонстрировать основные ведущие мотивации: Можно ли сказать, что это единственная ваша мотивация? Если бы у вас была возможность выбрать еще один талисман, какой бы вы выбрали? Были ли некоторые способности персонала, которыми с вами «расплатились», неожиданными для вас? Как вы можете использовать эту информацию в дальнейшей работе? |
|
Вспомогательные материалы |
Значения символов: «Золотая монета с изображением солнца» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение. «Серебряная ладонь» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе. «Алмазная лестница» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу, которая будет содействовать его карьерному росту. «Изумрудная книга» — этот талисман дает своему владельцу возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение. «Рубиновый факел» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать и делать творческую работу. «Платиновые часы» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать возможность делать свою работу в наиболее удобное время. |
|
Источник информации |
Консалтинг-центр «ШАГ» (Москва) при описано и доработано К. Кононович, НОУДОВ «Северо-западная Народная Академия» (Великий Новгород) |