Цели: закрепить знания учащихся о работе и мощности электрического тока; развивать их практические умения и навыки пользования приборами для измерения параметров электрических цепей; научить экспериментально определять работу и мощность электрического тока. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование: источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Ход урока
I . Организационный момент
Для вычисления работы и мощности тока проще всего измерить величину силы тока и напряжение и воспользоваться формулами:
P = UI
Из второй формулы можно получить широко применяемые в быту единицы измерения электрической энергии – киловатт-час:
1 кВт ■ ч – 1000 Вт ■ 3600 с = 3,6 ■ 106 Дж.
Учащимся можно предложить выполнить творческое задание: взять две одинаковые лампочки и включить их в схему один раз – последовательно, а другой раз – параллельно. Подсчитать мощность тока на электрической лампочке в обоих случаях и объяснить различия в полученных результатах.
В заключение урока можно показать демонстрационный (или обычный) счетчик электрической энергии, обратив внимание на вращение его диска. Учитель сообщает, как по показаниям счетчика произвести расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Можно дать задание на дом: два раза через какое-то время снять показания счетчика и произвести расчет стоимости электроэнергии, израсходованной за это время.
Домашнее задание
Повторить § 42-44 учебника.