Лабораторная работа 2 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»

0
947

Цель: развитие практических навыков при работе с физическим обору­дованием. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение изученного.

Прослушивание докладов учащихся

После докладов (или во время выступлений учеников, если освещается тот же вопрос) можно с целью повторения обсудить ряд качественных за­дач, например;

– Если закрыть банку крышкой, то уровень воды в ней не будет понижаться. Означает ли это, что крышка «останавливает» ис­парение воды?

– Один стакан доверху заполнили горячим чаем, а другой – таким же горячим бульоном. Какая из жидкостей остывает быстрее? Почему?

– Когда и почему запотевают очки?

Можно задать ряд вопросов для более глубокого понимания сути про­цессов испарения и конденсации:

– Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, чело­век ощущает холод?

– Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры.

– Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать?

– При какой температуре происходит испарение воды?

III . Лабораторная работа

Перед выполнением работы необходимо обратить внимание учащихся не только на содержание и ход выполнения работы, но и на правила обра­щения с термометрами и стеклянными сосудами. Нужно напомнить, что все время, пока термометр не используется для измерений, он должен на­ходиться в футляре. При измерении температуры термометр следует дер­жать за верхний край. Это позволит определить температуру с наибольшей точностью.

Первые измерения температуры следует провести сухим термометром. Эта температура в аудитории во время работы не изменится.

Для измерения температуры влажным термометром лучше в качестве ткани взять кусочек марли. Марля очень хорошо впитывает и перемещает воду от влажного края к сухому.

Используя психрометрическую таблицу, легко определить значение от­носительной влажности.

Пусть tc = U = 22 °С, U = h = 19 °С. ТогдаМ = te tm = 3 °С.

По таблице находим относительную влажность. В данном случае она равна 76%.

Для сравнения можно измерить относительную влажность воздуха на улице. Для этого группу из двух-трех учеников, успешно справившихся с основной частью работы, можно попросить провести аналогичные измере­ния на улице. Это должно занять не более 5 минут. Полученное значение влажности можно сравнить с влажностью в классе.

Итоги работы подводят в выводах. В них следует отметить не только формальные значения итоговых результатов, но и указать причины, кото­рые приводят к погрешностям.

IV . Решение задач

Так как данная лабораторная работа достаточно проста по содержанию и невелика по объему, оставшуюся часть урока можно посвятить решению задач по изучаемой теме. Для решения задач не обязательно, чтобы все ученики стали решать их одновременно. По мере выполнения работы они могут получать задания индивидуально.

Можно предложить следующие простые задачи:

Задача 1

На улице идет холодный осенний дождь. В каком случае быстрее высо­хнет белье, развешенное на кухне: когда форточка открыта, или когда за­крыта? Почему?

Задача 2

Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12 °С. Какую температуру показывает влажный термометр? (Ответ: 10 °С.)

Задача 3

Разность в показаниях сухого и влажного термометров равна 4 °С. От­носительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра? (Ответ: Гс = 19 °С, tm = 10 °С.)

Домашнее задание

1. Повторить § 17 учебника.

2. Задание № 3. с. 43.