Цель: научить решать задачи на движение тела по окружности. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение. Беседа
1. Точка движется равномерно по окружности. Постоянна ли ее скорость?
2. Есть ли ускорения у точки, которая движется по окружности?
3. Куда направлено ускорение?
4. Что такое период? Частота?
5. Как связаны между собой ускорение, скорость и радиус при равномерном движении тела по окружности.
6. Что называется осью вращения твердого тела?
7. Что такое угловая скорость?
8. Как связаны между собой угловая и линейная скорости? Угловая скорость и центростремительное ускорение?
III . Решение задач
I группа
1. Скорость точек рабочей поверхности наждачного круга диаметром 300 мм не должна превышать 35 м/с. Допустима ли посадка круга на вал электродвигателя, совершающего 1400 об/мин, 2800 об/мин? (Да, нет.)
2. Частота вращения воздушного винта самолета 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полета 180 км/ч? (45 000)
3. Период вращения платформы карусельного станка 4 с. Найти скорость крайних точек платформы, удаленных от оси вращения на 2 м. (3,14 м/с)
4. Скорость точек экватора Солнца при его вращении вокруг своей оси 2 км/с. Найти период вращения Солнца вокруг своей оси и центростремительное ускорение точек экватора. (25,3 сут., 5,7 мм/с2)
II группа
1. Минутная стрелка в 1,5 раза длиннее часовой. Определите, во сколько раз скорость конца часовой стрелки меньше скорости конца минутной стрелки. (В 18 раз)
2. Определите центростремительное ускорение точек колеса автомобиля, соприкасающихся с дорогой, если автомобиль движется со скоростью Збкм/ч и при этом частота вращения колеса равна 4е’. (251,2 м/с2)
3. Две материальные точки движутся по окружности радиусами R 1 и RT причем R 2 R 2 . Сравните их центростремительные ускорения, если равны их периоды обращения. (2:1)
4. Минутная стрелка часов в 2 раза длиннее секундной. Найдите отношение скоростей концов стрелок. {1:30)
III группа
1. Чему равен радиус вращающегося колеса, если известно, что скорость точки, лежащей на ободе, в 2,5 раза больше скорости точки, лежащей на расстоянии 5 см ближе к оси колеса? (8,5 см)
2. Найдите линейную скорость и центростремительное ускорение точек на широте 60°. Радиус Земли равен 6400 км. (233м/с, 1,7Ч102м/с2)
3. Небольшое тело движется по окружности радиуса Н со скоростью, которая линейно увеличивается со временем по закону v = kt . Найдите зависимость полного ускорения тела от времени.
4. Какое расстояние пройдет велосипедист при 60 оборотах педалей, если диаметр колеса 70 см, ведущая зубчатка имеет 48 зубцов, а ведомая – 18 зубцов? (352 м)
Домашнее задание
§ 7. Задачи с задачника по Рымкевич. А.П.