Как лучше работать с текстом- статья

0
811
литература

Как лучше работать с текстом?

При обучении иностранному языку известно, что структурной единицей языка является текст. Текст как носитель, передатчик и хранитель информации

Работа с текстом состоит из нескольких этапов:

I этап – вопросы к названию текста: например как Вы думаете о чем идет речь в тексте? Кто является главными и персонажами текста? Сколько персонажей в тексте?

Какие события могут быть описаны, судя по названию?

Какое время года, дня, описаны в тексте ?

Какие исторические события описаны в тексте?

Какая погода описана в тексте?

В какой форме изложения относится текст?

II этап – задания непосредственно к содержанию текста:

  1. Правильно собрать предварительно разделенные части текста, сравнить его с оригиналом.

  2. Закончите текст или напишите начало текста, сравните с оригиналом.

  3. Прочитать текст.

  4. Даны ключевые слова из текста, расположите их в логической последовательности по содержанию текста, сравните с оригиналом.

  5. Ответить по возможности на вопросы первого этапа.

  6. Найдите в тексте и зачитайте характеристики персонажей(определите положительных или отрицательных героев), описания природы, событий и т.д.

  7. Правильно подберите портреты персонажей по их описанию в тексте.

  8. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.

  9. Дайте свое название тексту.

  10. Напишите диктант с пропусками по тексту.

III .этап – задания по лексическому составу текста:

1. Найдите и выпишите слова, выражающие характер персонажей, их

внешность.

2. Найдите и выпишите слова и выражения, описывающие события,

природу.

3. Найдите и выпишите устойчивые выражения, пословицы, поговорки.

4. Найдите и выпишите из текста интернациональные слова.

IV .этап – задания по грамматическому строю текста:

Найдите и определите временную форму глаголов, назовите их неопределенную форму.

Найдите в тексте существительные, определите их род, число и падеж.

Найдите в тексте прилагательные, определите их степень сравнения.

Найдите в тексте сложные слова.

Найдите в тексте сокращения, расшифруйте их.

Найдите и зачитайте сложные предложения, определите их вид(сложносочиненные, сложноподчиненные). В сложноподчиненных- определите их тип, и союзы и союзные слова.

V .этап – репродуктивные, конструктивные, творческие задания по тексту.

1. Перескажите текст своими словами.

2. Переделайте текст в виде диалога, интервью.

3. Перескажите текст в виде сказки.

4. Перескажите текст в виде рассказа.

5. Перескажите текст в другой временной форме.

6. Перескажите текст от первого, третьего лица, в сослагательном

наклонении.

7. Перепишите текст в виде письма, электронного письма.

8. Напишите изложение по тексту.

9. Напишите текст по возможности в другом залоге.

10. Сочините текст подобного содержания с другими персонажами.

11. Нарисуйте картинку по содержанию текста.

12. Поставьте инсценировку по содержанию текста.

13. Напишите сценарий фильма, театральной постановки по содержанию

текста.

14. Составьте или выполните тест по содержанию текста.

15. Выразите свое отношение, мнение по содержанию текста и к его

персонажам.

16. Переделайте текст без прямой речи, если таковая имеется.

В зависимости какова цель работы над текстом можно выбрать те или иные предложенные формы работы.