Поурочное планирование по истории Казахстана для 10-го класса (34ч)

0
3615
литература

Список тем:

  1. Введение в курс истории Казахстана.
  2. Древний каменный век.
  3. Поздний каменный век.
  4. Археологические памятники эпохи бронзы на территории Казахстана.
  5. Хозяйство, общественные отношения и культура племен эпохи бронзы.
  6. Исследование истории племен истории Казахстана в эпоху железа.
  7. Общественный строй и культура саков.
  8. Исторические периоды формирования казахского народа в древние и средние века.
  9. Государства раннего средневековья (VI-IX вв.)
  10. Государства раннего средневековья (VI-IX вв.)
  11. Кыпчакское ханство (2ч).
  12. Завершение процесса формирования казахской народности.
  13. Появление этнонима “казах” и казахских жузов.
  14. Появление в Казахстане кочевой цивилизации и ее развитие.
  15. Культура кочевников.
  16. Взаимодействие кочевой и оседлой цивилизаций.
  17. Итоговое повторение по теме «Развитие Казахстана за период древности раннего средневековья» (2ч).
  1. Государство в кочевом обществе.
  2. Ранние государства в Казахстане.
  3. Империи в раннем средневековье.
  4. Ханства на территории Казахстана в XIV-XV вв.
  5. Казахское ханство В XV—XVII вв.
  6. общественный строй казахского ханства в XV—XVIII вв.
  7. Развитие духовной культуры на казахской земле в средние века.
  8. Исторические произведения, рожденные в степях Казахстана.
  9. Литература и культура казахского народа.
  10. Легендарные эпосы и поэты-жырау.
  11. Искусство казахского народа в XV—ХТШ вв.
  12. Традиции и обряды казахского народа.
  13. Великий шелковый путь и его историческое значение.
  14. Политическое положение Казахстана накануне присоединения его к России.
  15. Вхождение Казахстана в состав России.
  16. Введение на территории Казахстана российской административно-политической системы управления.
  17. Проведение политики русификации казахских земель.

Пример разработки урока:

Археологические памятники эпохи бронзы на территории Казахстана

Цели изучения темы: составить представление о развитии орудий труда, культуре в эпоху бронзы.
Обучающая: способствовать усвоению знаний учащимися о развитии орудий труда, периодах, особенностях, исследованиях, стоянках эпохи бронзы.
Развивающая: создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, восстановление взаимосвязи между историческими явлениями и умением давать характеристику историческим периодам.
Воспитательная: создать условия для воспитания характера исследователя у каждого ученика.

Ход урока

Организационный момент.
Психологический настрой.
Постановка целей урока: рассмотрим основные периоды древнекаменного века палеолита.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос

  1. Определите хронологические рамки мезолита, неолита, энеолита и коротко расскажите о них.
  2. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?
  3. Где были найдены памятники мезолита? Есть ли у них специфические черты?
  4. Какие новшества внес неолит в жизнь древних людей?
  5. Где найдены памятники неолита?

Понятие о бронзовом веке и его особенности. Изменения в хозяйстве, наметившиеся еще в эпоху неолита, привели во 2 тысячелетии до н.э. к формированию скотоводческо-земледельческой экономики и развитой металлургии. В середине 2 тысячелетия до н.э. племена Казахстана освоили производство бронзовых изделий. По сравнению с медью бронза имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным материалом при изготовлении орудий труда и оружия. Бронзовые орудия труда и оружие коренным образом изменили общественно-хозяйственную жизнь племен, населявших территорию Казахстана.

Оружие теперь применялось не только на охоте, но и в межплеменных схватках за плодородные земли и пастбища. Например, в Центральном Казахстане в местечке Балакулболды обнаружена могила человека, погребенного со стрелой, вонзившейся в его бедренную кость.

В начале 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В середине 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце 2 — начале 1 тысячелетия до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству.

Развитие скотоводства было тесно связано с природно-климатической средой. происходят существенные изменения в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения. Матриархальный родовой строй, унаследованный от неолита, теперь постепенно уступает место патриархальному родовому строю. Быстрое развитие скотоводства и металлургии привело к росту производительных сил, усиливающейся специализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни происходит обособление отдельно.

В археологии под культурой понимаются общность происхождения и исторических судеб, способов хозяйствования и сходство материально-духовной жизни племен, населявших определенную территорию. К таким культурам относится и культура племен, населявших обширные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии. Первый памятник этой культуры был открыт археологом А.Я. Тугариновым в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. Среди ученых идет дискуссия о происхождении андроновской культуры. Главной причиной этой дискуссии является недостаточная изученность памятников предшествующих эпох — неолита и энеолита. В последние годы у языковедов-тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности племен андроновской и бегазы-дандыбаевской культур. (2-1тыс. до н.э.) 3 II тыс. до н. э. в жизни племен Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и а. Поэтому эта эпоха получило название бронзовый век. Эпоха бронзы делится на три периода:

Ранняя бронза – XVIII -XVI вв. до н.э. 1 Средняя бронза – XV – XIII вв. до н.э. труда Поздняя бронза – XII – VIII вв. до н.э.

Особенности эпохи бронзы:

Производственное освоение металла, в том числе и золота.
Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

Развитие мотыжного земледелия
Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс. до н. э.
Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда.

Происходит крушение матриархального рода и на смену пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

Андроновская культура — одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе : Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространство Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана.

В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновскои культуры у села Андронова, под г. Ачинском в Южной Сибири, поэтому это культура получила название Андроновскои.

В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновскои культуры в Западном Казахстане.

Основные районы Андроновскои культуры:

  • Центральный Казахстан – основной район расселения племен в эпоху бронзы, обнаружено свыше30 поселений и 150 могильников. Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний-нуринский, средний-ата-суйский, поздний – бегазы-дандыбаевский.
  • В Северном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников -наиболее крупные поселения Алексеевское, Садчиковское вблизи р.Тобол, поселения Петровка и Боголюбово в Приишимье. Уже в этот период появились предшественники древних городов, одно из них Аркаим – на границе Кустанайской и Челябинской областей.
  • В Восточном Казахстане – в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, встепных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них – Канай, Трудниково, Малакрасноярка.
  • В Западном Казахстане открыты десятки памятников — поселения Тасты-бутак Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.
  • В Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
  • В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолеи Тегискен, Таутары.

История Казахстана

Хозяйство в эпоху бронзы. Скотоводство.
Важную роль в жизни андроновцев играла скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактриан.

Палеозоологи по найденным костям эпохи бронзы смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры:

  • Быки отличались массивностью, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг иимели красиво изогнутые широкие рога;
  • Овцы были крупные, высотой до 70 см и весом до 50 кг;
  • Лошади были трех пород. 1. Малорослые лошади, высотой до 140 см, с большой головой, мохнатойгривой, вислоухие, были похожи на современных монгольских лошадей; 2. Наиболее многочисленными в табунах были лошади высотой 160 см, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей; 3. Кони-тяжеловозы, высотой до 200 см.
  • Верблюд был приручен в III тыс. до н. э. в южных районах Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана, во II тыс. до н. э. – в Казахстане.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища.

Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стада, где в нем уменьшалось количество крупногорогатого скота, зато увеличивалось число овец и лошадей. В X-IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешанным скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощь каменных мотыг, поэтому земледелия называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшей каши из проса, также на жертвенника-найдены остатки сожженной пшеницы Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Основные районы месторождений:

  1. Жезказган, Зырянов – медь. В Жезказгане добывали 100 тыс.тонн меди;
  2. Атасу, в районах Калбинского и Нарымскоп хребта – олово;
  3. Степняк, Акжал, Балажал – золото. Разработка этих месторождений велась за IV-III тыс. до н. э.

Закрепление. Устный фронтальный опрос.

  1. Что вы знаете об эпохе бронзы и ее особенностях?
  2. В чем состоит историческое значение бронзы в истории человека?
  3. Что вам известно об андроновской культуре?
  4. Расскажите о бегазы-дандыбаевской культуре.

Домашнее задание. Прочитать параграф 3, выучить стоянки, периоды эпохи бронзы.