Испарение воды листьями.
Цель урока: Обуч. В ходе урока рассказать о особенностях испарения воды листьями. Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь. Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
часть – Р.Т. №74, 75, 76.
часть – устно.
Что такое фотосинтез?
Как образуется сахар, в каких частях листьев?
Каких два ученых внесли большой вклад в изучение фотосинтеза?
Как проявляется и какую роль выполняет крахмал у растений?
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
Испарение воды происходит постоянно в листьях растений.
ОПЫТ №1 На растущее растение одета колба, через 2-3 дня заметят появление капель Воды. Вода выделилась из листьев.
ОПЫТ №2 Три пробирки. Испарение происходит через устьица. Если воды мало устьица Закрыты. Недостаток воды приводит к замедлению роста, растение гибнет, Образуются органические вещества.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПАРЕНИЯ: 1. Защита листьев от перегрева.
2. Связано с фотосинтезом.
Солнечные лучи попадая на лист нагревают его, а испарение – охлаждает.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВЛАЖНОМУ КЛИМАТУ.
Листья темные, крупные, много устьиц.
ЗАСУШЛИВЫЙ КЛИМАТ.
Мелкие листья или превращены в колючки, чешуйки усики, покрыты восковым налетом
или густыми волосками.
Саксаул (листья мелкие чешуйки) Устьичный аппарат только в молодых побегах, поэтому
фотосинтез только у них, а не в листьях. Если у растений лист покрыт волосками, то
испарение происходит медленно.
ВЫВОД: Испарение длится только тогда, когда достаточно влаги, а когда её не хватает, то
устьица закрываются и испарение прекращается.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин. Работа в парах (составление вопроса соседней парте).
Работа с переменой мест.
Роль воды в жизни растений.
Как приспособились листья к влажному климату?
Как приспособились листья к сухому климату?
Почему в лису в жаркую погоду прохладно?
Роль испарения воды?
Особенности приспособления растений к произрастанию в пустынных местах?
Р.Т. №78.
Итоговый контроль. Подведение итогов.
Анализ урока. Выставление оценок.
Дом. задание П. 17