Школьная информатика предусматривает обучение детей основам работы с компьютером, базовым программным обеспечением. Синонимом является аббревиатура ИКТ.
Что такое ИКТ в школе
Информатика и ИКТ в школьном понимании – абсолютные синонимы. Но специалисты разводят это понятия:
- Информатика – предмет, целью которого является обучение школьников работы с компьютерными программами и современными технологиями;
- ИКТ – это совокупность всех технологий, используемых в учебном процессе – телефон, Интернет, мультимедийный проектор и пр. С ИКТ связано понятие “информатизация образования”, что значит тенденцию к использованию технологий в работе учителей и администрации.
Изучение информатики в школе базируется на комплексном подходе. Его начинают еще с младшей школы, знакомя учеников с устройством машин, базовыми программами. В средней и старшей дети должны изучать историю цифровых систем, получить навыки работы с компьютером. Дополнительно рассматриваются графические редакторы, создание баз и языки программирования.
Обучение возможно при условиях:
- наличия техники в достаточном количестве: 1 единица на 1 ученика;
- установленных лицензионных программ;
- достаточном количестве часов, отведенных на предмет.
Увы, не во всех школах есть возможность создать необходимые условия. Поэтому информатика для школьников становится неинтересным предметом, так как многое они изучили самостоятельно. В то же время отмечают низкий уровень информационного образования. В чем причина этого парадокса?
В быту среднестатистический учащийся использует базовый набор программ для досуга и учебы. Обычно школьник владеет навыками работы в Интернете по поиску информации, умеет пользоваться социальными сетями и простыми графическими редакторами. Досуговая часть включает в себя разные игры и сопровождающие их знания.
А навыков работы с другими программами, знаний про строение машины нет. Поэтому перед учителями и методистами стоит вопрос про совершенствование курса.
Напрямую с информатикой связаны ИКТ. Цифровыми методами ученик пользуется на других предметах, это одно из направлений внедрения технологий в образовательный процесс. Учителя предлагают создавать презентации, работать с текстовым редактором и таблицами, хотя возможности технологий шире.
Обучение программированию школьников
Школьная информатика предусматривает знакомство с популярными языками программирования: Pascal, C++ или Java. Сложность обучения состоит в неразработанной методике: многим это просто неинтересно. Процесс усложняется недостаточным уровнем математических знаний. Поэтому
программирование для школьников остается скорее формальной, чем практической частью.
К тому же изучение программ доступно в виде внешкольных курсов, необходимость обучения в школе отпадает. По поводу языков программирования и информатики дискутируют: одни считают, что вводить предмет следует со 2 класса, другие – что он не нужен вообще, так как все навыки можно получить самостоятельно или во время работы на других предметах.
Для качественного изучения программ ученик должен обладать:
- развитым логическим мышлением;
- высоким уровнем математических знаний;
- способностью анализировать информацию.
Не стоит забывать и про врожденные наклонности. Оптимальным решением по поводу программирования можно считать факультативные занятия, которые будут посещать заинтересованные ученики.
Внеклассная работа по информатике
Школьный курс информатики необходимо дополнять внеклассной работой. Обычно это факультативные занятия, на которых развивают Я-концепцию личности. На внеклассном собрании ученик развивает творческий и самостоятельный подход к предмету, учится работать в команде, социализируется.
К способам организовать такую работу в школе относят:
- занятия по графическому дизайну, уроки видео и фотомонтажа;
- разные конкурсы, викторины, олимпиады;
- экскурсии, общение со специалистами, мастер-классы;
- работа в других сферах с применением полученных или дополнительных навыков: верстка школьной газеты, создание фильма, презентаций;
- организация кружка или клуба по интересам.
Еще на дополнительных занятиях можно подтянуть отстающих или еще раз объяснить трудный материал. Специальный кружок дает учителю возможность ставить нетипичные задачи олимпиадного уровня, таким образом выявлять и готовить сильных учеников для конкурсов. Большое значение имеет работа с дополнительной литературой.
Собрание организовывают в виде деловых игр, диспутов, круглого стола, лекций – в зависимости от возраста и уровня учащихся. Преимущества внеклассной работы – в индивидуализированном подходе педагога к ученикам. Факультативные занятия посещают не укомплектованные классы, а желающие. Оптимальное количество людей в группе – до 15. Это улучшает контроль за выполнением индивидуальных заданий и увеличивает время общения учителя с одним учеником.
К формам организации внеклассной работы относят межпредметные методы. Например, создание схем или иллюстраций для курса биологии, химии. Такие занятия проводят предметники, делясь своим опытом работы с ИКТ. Для закрепления и хранения информации создают веб-сайт кружка.